Уже два дня идут активные столкновения рядом с территорией застройки под жилой комплекс на Мичуринском проспекте. При этом борьба длится не первый год, и вовлечены в нее оказались не только активисты и застройщик. Новый зампред правительства Марат Хуснуллин называет проект своей болью, управа ЗАО умывает руки, а мэр Москвы Сергей Собянин получает в сети цветы с клумб протеста против строительства.
До 2016 года жители района Раменки были уверены, что на Мичуринском построят новый детский сад. Крайне рады были этому местные родители: в районе не хватает и детских садов, и школ. Этот факт во время заседания комиссии МГД по градостроительству, госсобственности и землепользованию, прошедшему 23 октября подчеркнула депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева: «В том числе люди протестуют против этой стройки, потому что и в детсадах, и, например, в 37 школе очередь на несколько лет», — пояснила она, обращаясь к занимающему на тот момент должность заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марату Хуснуллину.
Несмотря на это, в 2018 году стало понятно, что вместо детского сада появится новый жилой комплекс. Здание не должно превышать 60 м, этажность его составит от 8 до 17 этажей.
Как боролись жители
По словам активистов, несогласные с такой застройкой территории жители района обращались во всевозможные инстанции: от собственно Хуснуллина и мэра Москвы Сергея Собянина до президента России Владимира Путина. Жители обратились и к каждому из 446 депутатов Государственной думы РФ, и к прокурорам округа и Москвы, и к местным представителям власти: префекту ЗАО Алексею Александрову, к бывшему на данный момент главе Управы Раменки Осипову.
По словам руководителя пресс-службы префектуры ЗАО Алексея Шерихова, жители приобретали квартиры в этом районе по сниженной цене, и управа ничем не может им помочь.
«Дело в том, что это непосредственно конфликт между жителями и застройщиком. Префектура к сожалению здесь не может ничего сделать, потому что у застройщика все разрешительные документы имеются на руках, и все с ними в порядке. Они (жители — прим.ред.) прекрасно знали, что там будет строительство бизнес-центра. Но никакого ни детского сада, ни школы», — рассказал он интернет-газете «Москва.Ру».
Активистка сообщила «Москве.Ру», что депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева пытается добиться трёхсторонней встречи с «Таширом» для обсуждения компенсационного участка
Никаких результатов эти обращения не принесли.
«Префект ЗАО Александров говорит, что в его округе нет строительного конфликта. А несогласных с его точкой зрения отправляет обращаться к «своему депутату Енгалычевой», — отметила собеседница.
Протестовать жители района стали сразу после того, как о стройке стало известно. И сразу за этим последовали меры. «Летом 2018 г, после первых же протестных мероприятий жителей, случился блэкаут. Более суток не было электричества и воды. Приезжал префект. Говорили, авария на прокладке метро «Озерная», но электричества не было только у домов, прилегающих к стройке», — поведали активисты.
Пытались жители и выйти на контакт с застройщиком, когда заметили, что строительство пытается начать компания «Ташир». Несмотря на то, что о встрече договаривались дважды, диалог так и не состоялся.
«Каждый раз непосредственно перед встречей они ее отменяли. Хотя в первый раз все-таки прислали девочку, представившуюся юристом «Ташира». Есть запись встречи. Далее «Ташир» избегает встречи», — разводят руками активисты.
Несколько раз «Ташир» к стройке присылал своего председателя Михаила Бантыша. Был он на месте и накануне, во время силового конфликта, но как обычно спрятался за своим головным убором и ни слова не сказал уставшим людям. Какой уж тут диалог?
Отчаявшиеся активисты пошли на беспрецедентный шаг — подали коллективное административное исковое заявление к правительству города Москвы «О признании незаконным бездействия». Они мотивировали это тем, что еще летом 2018 года обращались к мэру с просьбой отменить стройку жилого дома. Ответа так и не поступило.
«Конечно, под всевозможными предлогами суд пытался не рассматривать иск, но так как оснований для отказа нет, были вынуждены назначить дело к рассмотрению», — говорится в посте группы в Фейсбуке «Против стройки на Мичуринском 30Б». Суд в удовлетворении иска отказал, активисты комментируют ситуацию так: «Суд над Собяниным длился более полугода. Закончился ничем. Суд требования отклонил».
Весной прошлого года жители района даже решили пойти на рекорд: они подали более 10 тысяч обращений в Государственную думу с просьбой о помощи. Бала подана заявка в книгу рекордов Гиннеса в связи с таким беспрецедентным количеством заявок.
В этой истории фигурировал даже броневик, на который 23 января 2019 года залез участвующий в очередном митинге депутат Госдумы Валерий Рашкин. Броневичок пригнали прямо к стройке.
Свое возмущение жители выразили и более изобразительным способом. Они организовали «цветочный протест». «Жители постоянно придумывают оригинальные способы протеста, чтобы заставить чиновника перестать провоцировать людей, признать свою ошибку по разрешению данного строительства, вынести вопрос на ГЗК и отменить стройку!», — говорится в посте группы.
Официальная позиция
На уже упомянутом заседании комиссии Мосгордумы 23 октября депутат Енгалычева задала Хуснуллину вопрос по Мичуринскому, 30Б, отметив, что всю зиму она провела вместе с соседями на круглосуточных дежурствах. Хуснуллин назвал этот проект своей болью. По его словам, он был заброшен в 2010 году, строить там никто не хотел: пять олигархов, являющиеся соучастниками, попродавали квартиры, получили свои доли и проект забросили. Стояла «незавершенка» на большой территории.
Хуснуллин подчеркнул, что в Генплане Москвы по этому адресу всегда значился офисный центр, а когда земельный участок перепродали, люди сказали, что строить уже ничего и не надо:
«А инвестор-то купил уже», — развел тогда руками Хуснуллин, таким образом опровергнув слова Енгалычевой о том, что земля находится в аренде, к тому же часто просроченной.
При этом, в протоколе заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 15 сентября 2016 года говорится о задолженности застройщика: «В срок до 06.10.2016 проинформировать инвестора ООО «Найоме-инвест» о необходимости погашения задолженности по арендной плате».
По словам Хуснуллина, инвестор попросил разрешить строительство жилого дома, так как из-за офисного центра ежедневно по тому адресу начнут приезжать тысяча машин и приходить три тысячи людей, Мичуринский встанет. При строительстве ЖК поток людей, по рассуждением инвестора, будет меньше.
«Мы собрались на ГЗК. Слушайте, и то плохое решение, и это плохое решение. Давайте из двух зол выберем меньшее. Черт с ним, пусть будет жилье. Хотя бы тогда замкнутый двор, а не будет офисный центр, и будет ходить 3000 человек на работу каждый день, и будет приезжать 1000 машин и заезд в ваш Мичуринский встанет намертво», — пояснил ход членов комиссии мыслей Хусунллин.
Он также пояснил, что инвестор заявил о невозможности строительства полноценного садика в жилом доме. «Возьмите, постройте в другом месте, я заплачу деньги за это», — цитирует его Хуснуллин. С Департаментом образования были подобраны три площадки и там построены детские сады. Новых участков для компенсации больше нет.
«У какого района отобрать реновацию, и не переселять жителей, чтобы закрывать потребность инвесторов? Примите решения, скажите: в этом районе не будем строить», — заявил Хуснуллин.
Так на градостроительном план участка на Мичуринском 30Б появилась высотка, все официально.
Что происходит сейчас?
С 19 февраля возобновились попытки застройщика начать строительство. 20 февраля происходили столкновения активистов с охраной и строителями. «Судя по сгруппировавшимся на стройке людям в капюшонах, сегодня будет повторение вчерашнего», — сообщила активистка.