Летние террасы, открывшиеся в Москве в середине апреля, столкнулись с серьезной нехваткой персонала. При этом в оживленный сезон ресторанам требуется в три раза больше сотрудников. О том, каковы причины «кадрового голода» и почему пострадавший общепит остается привлекательной нишей для бизнеса, «Москве.ру» рассказал профессор кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, доктор экономических наук Александр Прихач.
В столичных кафе и ресторанах ежедневный аншлаг. Чтобы присесть в заведении в центре города, придется отстоять в очереди, если вы не забронировали столик заранее. Толпы людей кочуют из одного модного места на Патрика в другое. Однако в Москве не хватает человеческих ресурсов, чтобы справиться с потоком клиентов
Как отмечает экономист Александр Прихач, в России количество предложений по работе в общепите увеличилось на 50–70%. При этом отклики соискателей сократились на 20%. По словам эксперта, повышенное число вакансий связано с тем, что бизнес «соскучился» по прибыли и сейчас старается наверстать упущенное за тяжелый год пандемии коронавируса, когда все кафе и рестораны были закрыты.
Между тем курортные города соблазняют столичных поваров и официантов хорошими условиями, усугубляя тем самым и без того напряженную кадровую ситуацию в Москве.
«Мы наблюдаем катастрофический разрыв в активности работодателей и соискателей. На волне туристического бума Сочи и Крым переманивают ценные кадры. Заведения готовы платить двойную ставку и снимать сотрудникам жилье», – пояснил Александр Прихач.
Специалист добавил, что особенно остро проблему переживают рестораны национальных кухонь, основной персонал которых – рабочие из стран ближнего зарубежья и приезжие.
«Из-за закрытых границ мигранты не могут вернуться в страну, а жители других регионов до сих пор остаются в родных городах», — напомнил Александр Прихач.
Однако большинство россиян продолжают рассматривать ресторанный бизнес как привлекательную сферу для открытия своего дела, считает профессор. И это несмотря на то, что сегодня общепит уступает позиции в конкурентной борьбе на рынке, трансформировавшемся из-за пандемии.
«Один из вариантов, почему ресторанный бизнес все еще пользуется спросом – как раз то, что он пострадал. Ниша несколько опустела, поэтому стали появляться активные предприниматели, ориентированные на ее заполнение. Полноценные и работающие проекты все равно будут открываться. У людей есть средства, чтобы начать бизнес и, соответственно, чтобы ходить в такие заведения», – заключил эксперт.
Ранее «Москва.ру» рассказала, чего ждать москвичам от рынка недвижимости в этом году. Ближе к осени рост цен как на новое, так и на вторичное жилье начнет снижаться, после чего последует восстановление баланса спроса и предложения на рынке недвижимости.