Не «черная пятница»: Всемирный день отказа от покупок | Москва.ру

Не «черная пятница»: Всемирный день отказа от покупок

Ежегодно, пока толпы людей охвачены покупками в Черную пятницу, противники шоппоголизма на сутки отказывается от любых приобретений. Во многих странах люди таким образом напоминают себе о том, что чрезмерное потребление — опасная тенденция современного общества. Подробнее о Всемирном дне отказа от покупок — в материале интернет-газеты «Москва.ру».

Всемирный день отказа от покупок ежегодно отмечается в конце ноября одновременно с «Черной пятницей». В 2020-м эта дата выпадает на 27 ноября. В России праздник не известен так широко как в других странах, возможно, это заслуга маркетологов. В то время, как во всех торговых центрах заядлые шоппоголики пытаются охватить все лучшие акции, приверженцы осознанного потребления байкотируют все скидки и громкие распродажи. Расскажем подробнее, кто эти люди, достигшие такого уровня стойкости и как появился День отказа от покупок.

Осознанный день зародился в Канаде — автором идеи стал художник-рекламист Тед Дейв. Его задумкой было организовать коллективный протест против рекламной и маркетинговой индустрий, которые создают у людей иллюзию необходимости все большего и большего потребления. Изначально акция называлась «День без покупок» и проходила под девизом «Достаточно — значит достаточно!».

Через некоторое время идею Дейва поддержала канадская некоммерческая организация Adbusters Media Foundation, которая ведет деятельность в вопросах антипотребительства и улучшения окружающей среды. С инициативой отказаться от покупок выступил основатель компании Adbusters Калле Ласн. По его мнению, причины финансового кризиса крылись не нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления. Впервые День отказа от покупок отметили именно в сентябре 1992 года, а уже через пять лет акция распространилась по всей Северной Америке. Всемирный день отказа от покупок стали проводить в «Черную пятницу», сопровождая акцию театрализованными шествиями и представлениями. Условие участия в акции всего лишь одно —  отказ от покупок в течение 24 часов.

Общественные активисты призывают максимально здраво относиться к своим покупкам и протестуют против современного культа приобретения. Наиболее известный аргумент приверженцев разумного потребления заключается в том, что в странах с высоким уровнем жизни проживает только 20% населения земного шара, а используют они более 80% всех природных ресурсов Земли. Такая несправедливость в распределении богатств нашей планеты наносит чрезмерный ущерб окружающей среде.

В 2001 году акция отказа от покупок приобрела всемирный масштаб, и к ней присоединились еще в 55 странах. В настоящее время стран-участниц стало еще больше, но Россия среди них пока не значится. Однако эко-тренды и движение zero-waste (сведение к минимуму отходов), медленно, но верно становятся все популярнее в нашей стране, поэтому Всемирный день отказа от покупок уже виднеется за горами вещей с Черной пятницы.

Ранее «Москва.ру» рассказывала об истории Черной пятницы, самой долгожданной распродажи года.

Рейтинг
Москва.ру