В Москве новый ковид-кошмар, а коммунальщики зверствуют | Москва.ру

В Москве новый ковид-кошмар, а коммунальщики зверствуют

В Москве участились случаи, когда коммунальные компании отключают подачу электричества должникам. Ждать поблажек не приходится даже в период возвращения ограничений на фоне вновь разбушевавшегося коронавируса. О правах и обязанностях УК и должников — в материале интернет-газеты «Москва.ру».

Новая волна ковид-кошмара накрывает город, власти просят москвичей по возможности оставаться дома. Но комфортному нахождению в квартире порой препятствуют управляющие компании, которые, несмотря на тяжелую эпидемиологическую обстановку, не готовы идти на уступки задолжавшим за коммунальные услуги — им отключают подачу электроэнергии.

Давайте разберемся, какие полномочия есть у обслуживающих коммунальщиков и какими правами наделены москвичи, находящиеся в затруднительном положении. Согласно Гражданскому кодексу РФ, разумеется.

На совещании президента России Владимира Путина с членами правительства в марте 2020 года глава Минстроя РФ Владимир Якушев озвучил общую задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Объем долговых обязательств за поставляемые коммунальные услуги составляет 1,3 триллиона рублей. Задолженность населения из этой суммы — около 810 миллиардов рублей, бюджетных организаций — 60 миллиардов рублей, оставшиеся 400 миллиардов рублей задолжали прочие потребители.

Регулирует данный вопрос статья 546 ГК РФ «Изменение и расторжение договора энергоснабжения». Согласно пункту 2 статьи кодекса, «перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан». То есть единственным поводом для отключения электричества в одностороннем порядке может стать аварийная ситуация.

Во всех остальных случаях обязательным условием для отключения является согласование с абонентом: «о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента» — говорится все в той же статье. Компания обязана направить уведомление должнику. При этом если абонент не забрал заказное письмо, предупреждение находится на почте или оно ушло обратно отправителю, то гражданин считается неоповещённым.

Проще говоря, если человек такого предупреждения не получил, то и отключать ему электричество нельзя. Отметим, что неполученным считается письмо независимо от причин, почему получатель не забрал корреспонденцию.

С теорией разобрались, но на практике такие дела обстоят сложнее. Часто подобные споры отправляются в суд, так как получение письма «счастья» остается формальностью.

В редакцию «Москва.ру» обратился житель Выхино-Жулебино, проживающий по улице Волгоградский проспект, 160. В сентябре этого года в квартире было отключено электричество. По словам собеседника редакции, долгов по электроснабжению у него не было, по состоянию на 18 сентября 2020 года задолженность москвича по другим коммунальным услугам за 2 месяца составляла 9 542 рублей 13 копеек. Житель утверждает, что никаких уведомлений от управляющей компании ГБУ «Жилищник Выхино района «Выхино-Жулебино» он не получал.

На свое обращение москвич получил следующий ответ от УК: «Согласно постановлению правительства РФ № 424 от 02 апреля 2020 года «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», приостановлены все действия по ограничению коммунальных услуг до 01.01.2021 года. Распоряжений со стороны ГБУ на ограничение услуги «Электроснабжение» не давалось».

То есть введен мораторий до 01.01.2021 г. на отключение электроэнергии при наличии задолженности.

Для уточнения ситуации был направлен дежурный электрик участка с целью осмотра и выявления причины. По результатам проверки ГБУ, приборы учета электроэнергии и электроснабжения работали в рабочем режиме. Заявителю была предложена проверка квартирных автоматических выключателей и электропроводки, что относится к категории платных услуг и выполняется после подтверждения оплаты.

Москвич считает, что УК сняли с щитка пакетный выключатель и обрезали провода, чтобы вынудить его оплатить услуги.

«Москва.ру» решила узнать мнение эксперта о подобных ситуациях. Юрист Юлия Кузнецова рассказала о порядке ввода ограничений на подачу электроэнергии, согласно инструкции после уведомления абонента и подтверждения его получения:

«Затем должнику предоставляется 20 дней, в течение которых должник обязан погасить задолженность. Если платежи не поступили, по окончании установленного срока вводится ограничение на потребление электроэнергии на 10 дней. Затем приостанавливают подачу электроэнергии. В случае отсутствия возможности ограниченной подачи света электроэнергию отключают после 30 дней неоплаты. При этом должно быть исключено нанесение вреда всем проживающим в доме, а также недопустимо повреждение общего имущества».

Однако напомним, что сейчас действует мораторий на любые отключения коммунальных услуг.

Кажется, сфера ЖКХ нуждается в процедурных обновлениях, так как случаи недовольств в обслуживании жилых домов участились в столице. «Москва.ру» неоднократно сообщала о спорах с управляющими компаниями москвичей из разных районов.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы возглавляет Александр Соловьев. Контакты для обращений в надзорный орган — электронная почта: dzhkh@mos.ru. «Горячая линия» Единой справочной службы Москвы: +7 (495) 777-77-77.

Рейтинг
Москва.ру