"Фонящая" дорога и радиационные "дырки": что происходит у МЗП после начала строительства ЮВХ | Москва.ру

«Фонящая» дорога и радиационные «дырки»: что происходит у МЗП после начала строительства ЮВХ

На склоне Москвы-реки на верхней дороге возле Московского завода полиметаллов (МЗП), где находится могильник радиоактивных отходов, общественная экологическая инспекция обнаружила превышение норм радиации, хотя ранее там было «чисто». Всему виной — появившиеся там недавно отверстия в земле. Об этом корреспонденту интернет-газеты «Москва.ру» рассказал участник инспекции, инженер-ядерщик Андрей Ожаровский.

Напомним, что возле МЗП в данный момент ведется стройка Юго-Восточной хорды (ЮВХ), которая началась после того, как 17 июля представители ФГУП «Радон» и ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» (УДМС) объявили, что работы по дезактивации участка завершены.

Юго-Восточная хорда стала проблемным объектом строительства, когда выяснилось, что в 1950-60-х годах Московский завод полиметаллов хранил на своей территории радиоактивные отходы. Долгое время в Москве отрицали там наличие радиоактивных отходов (РАО) и радиозагрязненного грунта (РЗГ), однако в январе 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин признал этот факт, но отменять строительство магистрали не стал. На своем официальном сайте он написал, что сначала появились такие мысли, но зачем отменять, если есть возможность и хорду построить, и избавиться от радиационной помойки.

Тем не менее, по утверждениям активистов и представителей Greenpeace, дезактивация была проведена не на всех участках строительства и не в полном объеме, о чем свидетельствуют показатели проб грунта со склона, а также замеры радиационного фона возле МЗП.

23 августа во время очередной экологической инспекции заднего двора МЗП были зафиксированы показатели превышения норм радиационного фона. По словам эксперта программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза Андрея Ожаровского, на верхней дороге, идущей вдоль забора МЗП, пробурено специальной техникой 12 шурфов (отверстий) диаметром около 10 см и глубиной не менее 2 м. При помещении радиометра в отверстия выяснилось, что в одном из них на глубине 2 метров показатели достигают 5 микрозиверт в час (или 500 микрорентген в час), во всех остальных на глубине полуметра, — от 0,5 до 0,9 микрозиверт в час.

На данной карте синими точками отмечены шурфы, в которых радиационный фон не превышает 1 микрозиверта в час, красным — «самый злой» шурф с радиацией в 5 микрозиверт в час.

Корреспондент интернет-газеты «Москва.ру» поинтересовалась у эксперта, какова «безопасная» норма радиации для человека. Андрей Ожаровский рассказал, что для Москвы есть своя определенная норма, она прописана в радиационно-гигиеническом паспорте Москвы от 2017 года. Согласно этим данным, норма радиационного фона лежит в пределах 0,03-0,23 микрозиверт в час.

В ходе инспекции Андрей Ожаровский сделал вывод, что на протяжении 500 метров под этой дорогой находятся глубинные захоронения радиоактивных отходов, о которых ранее было неизвестно. Однако наличие самих РАО или РЗГ не так страшно, как тот факт, что часть из них в результате бурения выбросили на поверхность и не утилизировали. В результате «фонит» теперь и на дороге от кернов (извлеченной из отверстий земли). К слову, по этой дороге активисты ходят к участку строительства ЮВХ, а кто-то из местных жителей там просто гуляет.

«Там всегда было чисто, никогда не было выше 0,1 микрозиверта в час. <…> Сейчас дорога «грязная». Они проехали дорогу бульдозером, корни выкорчеваны, под корнями «фонит», но не смертельно. <…> Основная опасность в том, что нуклиды теперь находится в окружающей среде, никак не изолированы, они могут разносится ветром, водой и попадать внутрь организма «, — рассказывает эксперт.

Необходимо отметить, что участникам инспекции неизвестно, кто именно пригнал тяжелую технику для бурения шурфов и для чего они были сделаны. По официальным данным, ФГУП «Радон» на данный момент завершил работы по радиоактивному исследованию территории под строительство ЮВХ и изъятию РЗГ. При этом так и осталось неизвестным, что же стало с 60 тысячами тонн РАО, о которых писал в государственном докладе Роспотребнадзор в 2017 году.

В свою очередь, УДМС также не может заниматься этой территорией, так как к строительству Юго-Восточной хорды данный участок не имеет отношения. По словам Андрея Ожаровского, ранее в мэрии Москвы были планы на эту территорию по благоустройству:

«Они вообще там хотели продолжить велодорожку и парковую зону», — рассказал он.

В связи с этим, корреспондент интернет-газеты «Москва.ру» сделала официальный запрос в пресс-службу мэрии Москвы на предмет того, кто осуществлял эти работы и действительно ли есть планы по благоустройству на эту территорию. Однако на момент публикации материала на запрос не ответили.

Как рассказал Андрей Ожаровский, на нижней дороге склона Москвы-реки появились точно такие же «отверстия», но там радиационный фон в норме. Тем не менее он и в этом видит опасность. Если у мэрии действительно есть планы на эту территорию и они будут реализованы непосредственно на берегу реки, то рекультивация отходов на склоне в целом и под верхней дорогой станет практически невозможной в виду того, что часть склона будет уже «облагорожена» и тяжелая техника туда даже не сможет подступиться.

Рейтинг
Москва.ру