Greenpeace уже не в первый раз выражает недовольство строительством Юго-Восточной хорды на территории радиоактивного могильника. На этот раз организация оспаривает положительное заключение московской государственной экспертизы и считает, что территории должен быть присвоен статус «пункт хранения радиоактивных отходов (РАО)».
Руководитель проекта энергетической программы Greenpeace России Рашид Алимов рассказал интернет-газете «Москва.ру», что о радиоактивном загрязнении около Московского завода полиметаллов было известно даже раньше, чем 20 лет назад. По его словам, выходили научные публикации, которые оценивали, как будут мигрировать радионуклиды и насколько велики риски их попадания в Москву-реку.
«Естественно, никто не предполагал, что через могильник радиоактивных отходов может строиться дорога, что на этом участке могут проходить строительные работы. Такой сценарий с точки зрения дальнейшего распространения радионуклидов не рассматривался. В 2013 году были первые слушания по участку Юго-Восточной хорды. Greenpeace давно говорил об этой проблеме», — объяснил эксперт.
Алимов рассказал, что сейчас общественники взяли пробы на склоне, который ближе к Москве-реке, а также провели замеры на холме. Помимо этого, в октябре прошлого года Greenpeace совместно с сертифицированной организацией ООО «ТехноТерра» провёл исследования непосредственно на участке, где, согласно проекту, должна пройти Юго-Восточная хорда:
«Это исследование показало, что часть грунта может классифицироваться в соответствии с российским законодательством как радиоактивные отходы. Ряд проб грунта после анализа в лаборатории показал, что этот грунт, опять же в соответствии с российским законодательством не может использоваться в строительстве».
При этом Алимов отмечает, что по результатам московской государственной экспертизы было выдано положительное заключение:
«Мы видим, что там о радиационной обстановке фактически есть один абзац. В нем говорится, что там нормальный фон. И при анализе проб грунта превышений выявлено не было. Это явно входит в противоречие и с исследованиями «Технотерра», и с тем, что признавали государственные органы».
Он поясняет, что в государственном докладе Роспотребнадзора за 2017 о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Москве есть упоминание, что на этом холме всего содержится порядка 60000 тонн РАО.
«То есть не просто радиоактивное загрязнение, а загрязнение выше определённого уровня, в связи с которым этот грунт может считаться по российскому законодательству радиоактивными отходами. Поэтому мы обратились в арбитражный суд. Сейчас, к сожалению, из-за коронавируса заседание переносится, поэтому 8 апреля заседания не будет. Но мы будем за этим следить», — сообщил Алимов корреспонденту интернет-газеты «Москва.ру».
Алимов пояснил, что организация добивается именно отмены положительного заключения экспертизы проектной документации:
«Если суд его отменит, то тогда проводить дальнейшие работы в принципе там будет нельзя. Дальше уже вопрос, что в таком случае будут делать те, кто обращались в московскую государственную экспертизу с этим проектом. Это риски, они могут в принципе отказаться от такого проекта, придумать какой-то другой. Тут есть масса возможных вариантов. Это не наше дело, решать, что им делать дальше. Мы просто требуем отменить это положительное заключение».
Алимов добавил, что, к сожалению, в России такой прецедент не единственный. «Даже были ситуации, когда какие-то предприятия оказывались в частных руках, какой-то отвал, хвостохранилище этого предприятия оказывается фактически на муниципальной территории. И муниципалитеты не знают, что с этим делать. В нашей ситуации здесь с МЗП, он находится в структуре «Росатома», но тем не менее эти радиоактивные отходы находятся на земле Москвы».
«Там люди довольно долго ходили, да и сейчас может кто-то шашлыки жарил на берегу Москвы-реки. И вот мы видим проблему в том, что по российскому законодательству если там значительное количество РАО — а из ответа Роспотребнадзора мы видим, что это так — территории должен придаваться соответствующий статус — пункт хранения РАО», — считает Алимов.
Тогда, поясняет он, территория оказывается в ведении федеральных властей, а все дальнейшие действия должны вестись через государственную экологическую экспертизу, частью которой является оценка воздействия на окружающую среду и общественные слушания.
«К сожалению, у нас есть ощущение, что тот порядок, который был избран, когда просто ФГУП «Радон» выиграл тендер на очистку этого участка, этот порядок не соблюдается. На первом месте, просто по логике вещей, должны находиться исследование, понимание всеобщей картины, потом уже какие-то действия. Мы видим, что фактически тот участок, по которому должна пройти Юго-Восточная хорда, выделили отдельно, на нем проводятся какие-то работы именно для того, чтобы впоследствии построить участок дороги», — констатирует эксперт.
Алимов резюмировал, что в целом работы с участком радиоактивного заражения отодвигаются на второй план, хотя строительные работы на отдельной части фактического могильника могут вызвать последствия для всего объекта в целом.