Токсичная лужа, повышение радиационного фона и никакого доверия к ФГУП "Радон". Что происходит у радиоактивного могильника | Москва.ру

Токсичная лужа, повышение радиационного фона и никакого доверия к ФГУП «Радон». Что происходит у радиоактивного могильника

Обеспокоенные жители осуществляют мониторинг радиационной обстановки у московского завода полиметаллов(МЗП), отмечают повышение радиационного фона, находят токсичные лужи странного цвета и следят за тем, куда вывозят радиоактивные отходы (РАО). Доверия к предприятию госкорпорации «Росатом» ФГУП «Радон» нет.

Активистка Екатерина Максимова рассказала, что 19 марта разогнали всех активистов и местных жителей, которые дежурили, и полноценно замерять радиационную обстановку с тех пор невозможно.

«Был воздвигнут забор, там колючая проволока, зайти на площадку нельзя. Ведутся замеры на расстоянии, как близко мы можем подойти, так мы и замеряем. Было несколько дней, когда наблюдались скачки фона мощности дозы, они не выходили за верхний предел санитарной нормы 30 микрорентген в час, но были в два раза больше средних значений в этой местности», — пояснила Максимова.

Активист Иван Кондратьев и сам несколько раз делал замеры и задается вопросом, откуда взялось это увеличение значений показателей в два раза.

При этом, по словам Максимовой, ни для каких служб такие значения красным флажком не стали, хотя это мог быть сигнал о том, что увеличилась концентрация радиоактивных веществ.

«В то время как раз велись работы, было изъято достаточно много земли. Ветер там всегда сильный, потому что рядом Москва-река, происходили процессы выветривания этих радиоактивных веществ, видимо, это и стало причиной. Страшновато, когда так работы ведутся и такие значение показывает оборудования», — заключила Максимова

Эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский отметил, что сейчас трудно судить, насколько хорошо сотрудники ФГУП «Радон» выполнили работу и достаточно ли вывезено РАО, ведь, вопреки обещаниям, ни один представитель местных жителей или экспертов не был допущен на место проведения работ. Точно можно сказать, что они не использовали все необходимые средства для снижения риска разноса веществ.

Речь в первую очередь идет о мероприятиях по пылеподавлению. По словам Кондратьева, на территории вскрыт верхний слой земли, оттуда летит пыль, что могло стать причиной повышения радиоактивного фона.

«Там на несколько десятков метров вниз химические радиационные токсичные отходы, они распадаются, выделяется газ радон, он распадается на другие составляющие, все это летит в воздух, когда работники копают», — пояснил Иван.

Ожаровский отметил, что мероприятия по пылеподавлению несложные — это просто душ:

«Водяная завеса могла бы в какой-то степени решить эту проблему. Это настолько дешево, просто и надежно, что я удивляюсь безответственности «Радона». Это не прибавляет им доверия».

По словам Максимовой, они привезли на площадку установку пылеподавления, но уже в июне, когда уже завершился основной этап работ.

Изначально активисты опасались, что все работы станут фикцией и РАО вывезены не будут. Эти опасения, к счастью, полностью не подтвердились. Иван Кондратьев рассказывает, что работники собирают большие биг-бэги и вывозят на полигон в село Шеметово, это Сергиево-Посадский городской округ.

«Несколько раз мы проследили, они действительно туда вывозят РАО, у них там закрытая охраняемая площадка. Дело в том, что у них не готов там полигон, он еще не вступил в законную силу. Такое впечатление, что они эти биг-бэги просто складируют у себя на территории под открытым небом, но точно мы не знаем», — рассказал Кондратьев.

Про сооружение 103, которое предназначено для хранения твердых радиоактивных отходов и находится в Сергиевом Посаде, интернет-газета «Москва.ру» уже писала. С двумя компаниями, взявшимися за строительство, контракты были разорваны, а сроки были сорваны. ФГУП «Радон» на вопросы редакции о завершении строительств и ввода в эксплуатацию сооружения не ответило.

Кроме того, активисты сообщили, что на склоне в конце мая появилась странная зеленая лужа, которая после дождей стала еще больше и до сих пор никуда не делась.

«Всем очень страшно и интересно, а что же это такое. Потому что это явно не цветение, цвет воды говорит о том, что это какая-то химия. Вода все-таки дождевая, скорее всего, это из земли вещества окрашивают. «Радон» раскопал ямку, она заполнилась дождевой водой и моментально окрасилась в бирюзовый цвет», — рассказала Максимова.

По ее словам, в ФГУП «Радон» это новообразование не прокомментировали, на запрос жителей ответили, что все под контролем, работы ведутся, радиационный фон мониторится.

Иван Кондратьев отметил, что это очень похоже на соли урана или мышьяка, они имеют зеленый цвет:

«Скорее всего, это уран. Он не такой радиоактивный, но очень токсичный. И эта вся дрянь будет течь в Москву-реку и травить людей».

Интересно, что в Новосибирской области есть озеро, точнее золоотвал, куда сливает отходы местная ТЭЦ-5. Вода имеет красивый бирюзовый цвет, за что водоем получил название «Новосибирские Мальдивы». Екатерина шутит, что теперь появились и Сабуровские Мальдивы. Дали ему и другое название — озеро Лужецкое, в честь генерального директора ФГУП «Радон» Алексей Лужецкого.

Ранее интернет-газета «Москва.ру» сообщала, что, согласно госконтракту, ФГУП «Радон» должно было закончить изъятие и транспортировку РАО на склоне 26 мая. Однако какие-то работы еще ведутся, в прокураторе ответили, что предприятие может осуществлять их до 30 августа.

В Москве за экологическую безопасность отвечает Департамент природопользования и охраны окружающей среды, его возглавляет Антон Кульбачевский.

Рейтинг
Москва.ру