Единая система профориентации школьников должна быть создана в России. В ней необходимо предусмотреть вариативную составляющую, отражающую региональную специфику. Такое мнение высказала руководитель Московского регионального отделения молодежной организации «Российские студенческие отряды» Юлия Дрожжина.
В российских школах в настоящее время не хватает системного подхода к профориентации. В одних учебных заведениях о профессиях рассказывает классный руководитель в рамках классного часа раз в месяц. Другие возлагают функции по профориентации на школьных психологов. Однако, по данным ВЦИОМ, 23% молодых людей от 14 до 17 лет хотели бы пройти курсы профориентации.
«Необходима универсальная система профориентации из двух составляющих: единого для всей страны механизма и вариативной части с поправкой на регионы. Наша страна очень большая и специфика у регионов разная. Нужно, чтобы присутствовала вариативность, заменяемость каких-то специальностей или инструментов», — сказала Дрожжина.
О профессиях школьникам должны рассказывать специально подготовленные тьюторы. В более старшем возрасте к профориентации, по мнению эксперта, должны подключаться компании, которые показывали бы, как устроена работа на их предприятиях, давали бы ученикам возможность попробовать себя в профессии. Также в систему должны быть интегрированы занятия по финансовой грамотности и ведению быта.
Второй шаг к организации системы профориентации — это закрепление ответственных сотрудников как на уровне образовательных организаций, так и регионов. Иначе велика вероятность того, что после рассылки единого документа он ляжет в долгий ящик из-за загруженности сотрудников.
«Если будет понятный механизм, ответственные, четкая система контроля, понятный KPI, периодичность совещаний и отчетов, тогда эта система сможет работать максимально эффективно», — уточнила руководитель московского реготделения РСО.
Для того, чтобы выбор будущей профессии для подростка проходил более безболезненно, к работе необходимо подключать не только образовательное учреждение, потенциальных работодателей, но и родителей.