Дептранс неделю «зомбирует» москвичей, высаживая их из машин 22 сентября — во Всемирный день без автомобиля. Однако мотивация весьма сомнительна: цена на общественный транспорт не снизится, а глава Дептранса Максим Ликсутов даже не пытается вдохновить горожан личным примером. Впрочем, в этом виновны и остальные вице-мэры, как и сам градоначальник Сергей Собянин.
В этом году Всемирный день без автомобиля совпал со столичной акцией «На работу на велосипеде», которая проводится с 14 по 27 сентября. В рамках акции москвичам предложили не просто пересесть на альтернативный вид передвижения, но и получить за это бонусы и скидки от партнеров.
Корреспондент интернет-газеты «Москва.ру» связалась с пресс-службой Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры по вопросу запланированных акций и мероприятий в столице в рамках Дня без автомобиля. Там посоветовали написать письменный запрос и ожидать оперативного ответа, однако обратной реакции получено так и не было. Кроме того, не был получен ответ и на вопрос, планируют ли работники и руководитель Дептранса поддержать москвичей личным участием в акции.
При этом ведомство в своем Telegram-канале сообщило о подготовленных в столице «сюрпризах» ко Дню без автомобиля. Однако списочек оказался довольно скромным и не особо вдохновляющим. Про то, что сам Ликсутов или другие сотрудники Дептранса будут крутить педали или пройдут через турникет метро – ни слова.
Интересно, что и в предыдущие года столичные власти не стремились стать для москвичей примером в этом вопросе. В жизни мэра Москвы Сергея Собянина был только один год, в котором он дважды был замечен в московском метрополитене. Это было в апреле и сентябре 2013 года, когда он переизбирался на должность. Больше примеров Сеть не знает.
Ликсутову тут тоже особо похвастать нечем. В сентябре 2015 года СМИ заметили, что глава Дептранса воспользовался метро, чтобы добраться до работы. Активно пользовался общественным транспортом он только в тот год, Ликсутов также был замечен в троллейбусе и принял участие в акции «На работу на велосипеде».
Однако сам факт того, что появление мэра Москвы или главы Дептранса в метро становится инфоповодом, который потом растаскивают все СМИ, говорит о том, что московские чиновники не слишком жалуют общественный транспорт.
Зато в этом году активно распространяется информация о том небольшом количестве акций, которые все-таки получат москвичи. Московский городской прокат «Велобайк» увеличит время бесплатных поездок с 30 до 60 минут. Взять транспорт можно с помощью личного кабинета в приложении или на сайте московского велопроката. Проезд по Московской канатной дороге решили сделать со скидкой, а возле нее установили велопарковку. Кроме того, Дептранс пообещал высадить деревья, а также попросил присылать фото москвичей, отказавшихся от автомобилей. Надеемся увидеть аналогичное фото самого Ликсутова, иначе этот день станет откровенной демонстрацией двойных стандартов.
С личным примером в целом выходит странная история. Именно такой прием был использован для повышения доверия к отечественной вакцине от коронавирусной инфекции. Сергей Собянин, а также вице-мэры Анастасия Ракова и Владимир Ефимов сделали прививку от вируса. Но, видимо, вколоть себе что-то проще, чем спуститься в так активно расширяемый столичный метрополитен.
Странно, что власти лишь призывают отказаться от личного транспорта и пересесть на велосипеды, практически никак не поощряя москвичей. К примеру, в 2011 году, когда акция проходила в Москве в четвертый раз, стоимость проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях снизили на 50%. Как сообщили «Москве.ру» в «Мосгортрансе», такие «акции поощрения» не предусматриваются уже несколько лет, и 2020 год не стал исключением.
В то же время возникает много вопросов к организации велоинфраструктуры в Москве: в городе постоянно растет количество велосипедов и электросамокатов, при этом основным «пожирателем» спроса на такие виды альтернативного передвижения в Москве является отсутствие какой-либо гарантии в том, что поездка будет безопасной.
В Москву акция впервые пришла в 2008 году. За более чем десять лет едва ли каждый москвич знает о таком дне, хотя в мире об альтернативе автомобилю и минимизации использования личного транспорта задумались еще 1970-е годы, когда произошел крупный нефтяной кризис, и цены на нефть резко взлетели.
Мировому сообществу на осмысление проблемы тогда понадобилось 20 лет: в 1994 году в Испании был озвучен первый призыв к периодической реализации Дней без автомобиля. В первые годы к акции присоединились лишь несколько европейских городов. Затем возникло объединение World Car Free Days («Всемирные дни без машин»). Великобритания и Франция на государственном уровне провозгласили 22 сентября Днем отказа от автомобилей. В 2000 году программу распространили по всему Европейскому Союзу.