МОСКВА, 24 янв – Москва.Ру. Осы оказались способными поддерживать «рыночные отношения» друг с другом и выбирать наиболее выгодные для них варианты сотрудничества с подчиненными или доминирующими особями в своем или даже «чужом» улье, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.
«Наше открытие раскрыло интересные параллели между популяциями ос и миром человеческого бизнеса – как и для людей, плохая сделка для ос лучше, чем отсутствие партнерства, и поэтому в тот момент, когда конкуренция возрастает, повышается и риск того, что одна оса согласится сделать другой особи скидку. Невидимая рука рынка, оказывается, управляет отношениями в природе таким же образом, как и рынками в нашем мире – когда партнеров больше, договориться о более выгодной сделке гораздо проще», — рассказывает Лена Гринстед (Lena Grinsted) из университета Сассекса (Великобритания).
Гринстед и ее коллега Джереми Филд (Jeremy Field) пришли к такому парадоксальному выводу, наблюдая за жизнью нескольких ульев обычных бумажных ос (Polistes dominula) – коллективной разновидности этих насекомых, живущей в больших ульях из десятков и сотен особей.
В отличие от пчел, рабочие особи в такой «коллективной семье» не теряют способность к размножению и не всегда являются дочерями матки, а ее сестрами или вообще чужеродными особями, зачастую мигрирующими между разными ульями. То, почему и как они это делают, оставалось для ученых загадкой, которую попытались раскрыть британские ученые.
Наблюдая за осами, Филд и Гринстед заметили, что усердность рабочих особей в ухаживании за маткой и ее потомством была не всегда одинаковой – как правило, чем больше «конкурирующих» ульев было поблизости, тем менее активно осы добывали пищу и защищали колонию от посягательств других ос. Это натолкнуло их на мысль, что поведением насекомых могут управлять примерно такие же принципы, как классические идеи рынка Адама Смита.
Для решения этой задачи ученые попытались сыграть роль «невидимой руки рынка», устраняя конкурентов или создавая видимость их появления у тех колоний Polistes dominula, за которыми они наблюдали. В общей сложности биологи проследили за поведением свыше полутора тысяч рабочих особей, живущих в 43 отдельных гнездах у грядки кактусов-опунций, растущих в поле у испанского города Кадис.
Как выяснилось, появление новых гнезд ос действительно заставляло уже живущих в них особей более прохладно относиться к своим обязанностям, выполняя меньше работ «по дому», чем обычно. Некоторые осы сразу же попытались мигрировать в новые улья, покинув своих сестер и бывших «товарок по улью». Что интересно, доминирующие особи никак не отреагировали на снижение трудолюбия своих товарок, чего обычно не происходило при отсутствии конкурентов.
Обратная операция приводила к тому, что осы начинали работать сильнее, а их «боссы» – требовать с них больше, чем обычно. Все это, как отмечают ученые, полностью укладывается в классические представления о том, как работает рынок, где уровень предложения и спроса постоянно меняется.
Соответственно, можно говорить о том, что осы выработали механизм «общения» между доминирующими и подчиненными самками, который гибко приспосабливается к разным уровням конкуренции между разными «корпорациями» насекомых, используя рыночные механизмы. В ближайшее время Филд и Гринстед планируют изучить то, как различается работа мозга ос при высокой и низкой конкуренции, что поможет, как надеются ученые, выделить те цепочки нейронов и клеточные механизмы, которые управляют работой этого «биологического рынка».