Девелоперская компания Level Group решила запустить фуд-холлы в жилых комплексах. Чем фуд-холлы отличаются от фуд-кортов и почему эта идея имеет больше минусов, чем плюсов, разобралась интернет-газета «Москва.ру».
Москвичи уже давно привыкли к фуд-кортам в торговых центрах: как правило, ресторанные дворики располагаются на верхних этажах ТЦ. Фуд-корт представляет собой зону питания, где различные заведения общепита объединены одним залом для посетителей. В большинстве случаев в таких ресторанных двориках можно отведать фаст-фуд.
Фуд-холл же предполагает наличие ресторанных блюд из натуральных продуктов, которые готовят настоящие шеф-повара, из-за чего ценник и выше, чем в фуд-кортах. Но вот качество порой оставляет желать лучшего. По крайней мере, так считает эксперт. Но об этом чуть позже.
Фуд-холлы существовали в Москве и ранее, но находились, как правило, в бизнес-центрах и в ТЦ. Теперь же они «хотят заехать» в спальные районы. Таким образом, застройщик хочет полностью изменить представление об инфраструктуре жилых комплексов. Не забывая о собственной выгоде, разумеется. По словам гендиректора Level Group Кирилла Игнахина, «необходимо одновременно ориентировать коммерческую инфраструктуру и на внешний спрос тоже». Получается, что фуд-холлы будут доступны не только жителям ЖК, но и приходящим с улицы прохожим.
И тут возникает такой вопрос: если идея все-таки зайдет людям, спрос будет высокий, а обещанная «комфортная посадочная зона» будет занята людьми с улицы, не вызовет ли это бешенства у жильцов комплекса бизнес-класса?
Сделать вход доступным только для жителей тоже не получится, ведь тогда прибыль резко будет урезана. Кроме того, не стоит забывать и о зарплатах москвичей. Разумеется, люди, которые живут в жилых комплексах бизнес-класса могут позволить себе дорогие обеды. Но застройщик ведь ориентируется и на внешний спрос. Значит, средний чек на фуд-холлах должен быть примерно 500 рублей, чтобы не приходилось ухудшать качество продуктов и при этом оставаться доступными для москвичей.
Но это не единственные проблемы. Директор по качеству компании «Санитарный сервис», санитарный врач Николай Дубинин рассказал корреспнденту интернет-газеты «Москва.ру», что гастроэнтузиасты (которые и являются арендаторами в данном случае) чаще всего довольно быстро съезжают при падении спроса.
«Вспоминается наш недавний опыт в новоарбатском гастрономе. Собственники пытались использовать преимущества локации на Новом Арбате, но, несмотря на дешевую аренду, посетителей не было. Фуд-холл агонировал около года, и теперь там флагманский Детский мир», — рассказал Дубинин.
Кроме того, фуд-холлы, по словам эксперта, — это обычные рынки. Только площади сдаются гастроэнтузиастам, а не известным брендам, как на фуд-кортах топовых ТЦ. Нанимая непрофессиональных сотрудников и делая яркую вывеску, создатели фуд-холлов, как правило, стараются максимально экономить на площади кухни. Так что безопасность и качество питания ставятся под сомнение.
«Не превратятся ли фуд-холлы в обычные фуд-корты? Хуже. Они превратятся в обычные мини-рынки. И до фуд-корта полноценного им нужно еще дорасти. Очень нужно постараться, чтобы привлечь известную сеть в малопроходимое место. И это с учетом того, что проектом занимается застройщик, цель которого самому заполнить помещения первого этажа, которые настолько большие, что их не могут ни продать, ни сдать в аренду», — поясняет Дубинин.
По словам специалиста, существует множество минусов ресторана на первом этаже новостройки. Зачастую такие помещения не оборудованы воздуховодами на крышу и выбрасывают отработанный воздух в окна. И подобные запахи создают дискомфорт для жильцов.
«Мы хорошо знаем «кухню» рынков и их оборотную сторону. Главные проблемы подобных мини-рынков — тараканы, крысы и мухи. И нет большего тараканника на свете, чем подобные микро-рестораны с тесной кухней, без возможности убраться», — делится директор по качеству.
Это связано с беспорядком, который появляется на кухне, когда она закрыта. Ее площадь стараются максимально уменьшить в пользу зала, размещая максимум оборудования и рабочих мест. Логично, что это приводит к отсутствию или невозможности проводить генеральные уборки, заключил Дубинин.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в будущем фуд-холлам либо придется снижать уровень качества, экономя на размерах кухни и свежих продуктах, либо просто придется закрываться, так как спрос будет низким на дорогие блюда или же если вход будет доступен только для жильцов ЖК. А где это видано, чтобы хозяева чего бы то ни было соглашались потерять прибыль?