Бытовое насилие, похороны, тайна частной жизни. Где СПЧ увидел проблемы на фоне самоизоляции | Москва.ру

Бытовое насилие, похороны, тайна частной жизни. Где СПЧ увидел проблемы на фоне самоизоляции

Отсутствие адекватной статистики семейного бытового насилия, неверный тон диалога властей с церковью, нарушение ритуала похорон — эти проблемы обнажила коронавирусная инфекция и введенный в связи с ней режим самоизоляции. Об этом журналистам рассказал председатель Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. Критика в отношении мер Сергея Собянина была слабой, однако отдельно досталось системе социального мониторинга, введенной в столице.

Глава СПЧ признал, что нет понимания относительно роста семейного бытового насилия на фоне режима самоизоляции. По информации МВД, количество обращений снизилось на 9%, однако по данным Уполномоченного по права человека в РФ, рост семейного насилия есть — в 2 раза. Некоммерческие организации (НКО), которые занимаются этой проблемой, также отметили увеличение числа бытового насилия.

Он отметил, что необходимо внимательно отнестись к этой проблеме, в частности МВД.

«Мне кажется, МВД должно разобраться. Возможно, нужно опираться не только на обращения, нужны какие-то опросы, обращаться к НКО в этой сфере. Нам все-таки нужна статистика, нужно понять, выросло семейное насилие или нет. Принимать меры или нет», — сказал Фадеев.

Информации для оценки СПЧ не хватает и в части оказания медпомощи больным не коронавирусной инфекцией на фоне пандемии.

«Огромные ресурсы, силы и средства были брошены на борьбу с эпидемией. А другие больные? Онкологические, больные сердечными болезнями, те, кто был в очереди на операцию. С ними что произошло? Здесь нехватка информации, нет понимания, что случилось с этими больными», — подчеркнул глава ведомства.

По словам Фадеева, здесь оценки ситуации также расходятся. Некоторые члены Совета считают, что ситуация ужасная, очень многие больные не получили медпомощь вовремя. Не такая критичная оценка у пациентских организаций. Они отмечают, что есть проблемы в том числе по обеспечению больных лекарствами, но ужасной ситуацию назвать не могут.

«Мы считаем, что Минздрав должен провести тщательный анализ этой ситуации. Как сказалось отвлечение средств и сил на эпидемию на лечении других больных, сказалось ли сильно, много ли людей умерло. Ведь они могли умереть, не дождавшись операции», — отметил Фадеев.

Такой анализ нужен, чтобы понять, какие мощности нужны в случае второй волны коронавирусной инфекции или другой эпидемии, чтобы не отвлекать их от традиционной медицины.

 

Особое внимание Фадеев уделил системе социального мониторинга, введенного в Москве для отслеживания геолокации пациентов с коронавирусом. Глава ведомства отметил, что система дала много сбоев и технически не готова к внедрению.

«Жалобы, как женщина больная, лежит в кровати, никуда не встает, получила штраф. Сбоев слишком много, технически эта система не готова к внедрению. Я не говорю о сути дела, я говорю о технике. Подобного рода системы, работающие с обществом, должны быть идеально отлажены, не должны вызвать социального напряжения, не должно вызывать раздражение у людей использование этих систем», — подчеркнул глава СПЧ.

По его словам, внедрение системы социального мониторинга показало: чем шире будут внедряться такие системы, тем больше рисков вызвать социальное раздражение. Например, внедрение системы распознания лиц приведет к тотальному контролю и нарушению права на тайну частной жизни, прописанного в Конституции.

Проблемы, по мнению СПЧ, были и в трудовой сфере. По словам Фадеева, многие потеряли работу незаконно, были снижены зарплаты. Сотрудники, которых не перевели на дистанционную работу, не всегда бы обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Очень тяжелой глава СПЧ назвал ситуацию с людьми без определенного места жительства:

«Где жить — непонятно, санитарные условия отвратительные, плохое питание приводит к ухудшению и так слабого здоровья. Мест, где содержать бездомных, мало».

У СПЧ есть рекомендации организовать массовое бесплатное тестирование бездомных и контроль за соблюдением санитарных норм в учреждениях временного проживания.

Фадеев также отметил, что в некоторых регионах местные руководители пытались командовать церковью, и церковь очень недовольна.

«Надо искать правильный тон отношений, нельзя командовать, надо рекомнелвоать, договариваться. Понятно, что в разгар эпидемии, наверное, неправильно было проводить службы с присутствием большого количества прихожан».

Отдельно глава ведоства затронул тему похорон. По его словам, этот ритуал очень важен, но во время эпидемии нарушался.

«Закрытый гроб, нельзя подойти попрощаться, нельзя похоронить — обязательно кремация. Что, вирус живет в мертвом теле? Или мертвое тело нельзя обработать так, чтобы там не было вируса? Чтобы хотя бы на социальной дистанции попрощаться с близкими. Мне кажется, это перебор», — высказал свое мнение Фадеев.

Он отметил, что необходимо продумать регламенты похорон во время эпидемии, которые бы не унижали покойного и его родственников.

Рейтинг
Москва.ру