Проект дублера Щелковского шоссе вызвал много споров и протестов, ведь провести его планируется через национальный парк «Лосиный остров». Принятие решения перенесли на 2021 год, а на изучение этого вопроса выделили 342,5 млн рублей. Для его строительства необходимо изменить границы нацпарка, что на данный момент невозможно. Однако скоро может быть принять законопроект, наделяющий такими полномочиями российское правительство.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов отметил, что Щелковское шоссе расположено на Северо-Востоке Москвы, именно оно считается самой загруженной федеральной трассой. Она соединяет со столицей крупные подмосковные города: Балашиху, Щелково, Фряново, Черноголовку и другие.
«Большая часть ближайшего Подмосковья работает в Москве, поэтому автомобилистам приходится ежедневно стоять в многокилометровых пробках по пути на работу и обратно. Ситуация не улучшается и в выходные дни: во время дачного сезона москвичи добираются на дачи по Щелковскому шоссе, а значит в пятницу и субботу пробки в область значительно возрастают», — рассказал он.
Эксперт пояснил, что многокилометровые пробки в область образуются из-за того, что до пересечения с МКАДом шоссе состоит из 12 рядов – 6 в область, 6 из области. После МКАДа количество полос снижается до двух.
По словам Тузова, дублер Щелковского шоссе позволит разгрузить трассу на 70-80%. Но на данный момент проект по строительству дублера временно отложен по нескольким причинам. Одна из них – маршрут строительства. Предполагаемый дублер неизбежно пройдет через Национальный парк «Лосиный остров».
«Однако, чтобы проложить дорогу через особо охраняемую природную территорию, необходимо изменить границы Национального парка, а после вырубить часть деревьев и кустарников. «Подвинуть» границы территории невозможно без изменения законодательства, кроме того, жители района выступают радикально против вырубки зеленых насаждений, поэтому процесс строительства отложен на неопределенный срок», — объясняет эксперт.
Однако уже в июле Госдума рассмотрит законопроект, который позволит правительству изменять границы национальных парков. Заявлено, что он поможет снизить социальную напряженность и позволит не ограничивать конституционные права граждан (отмечается, что законопроект сделает возможным строительство больниц, школ, детских садов, осуществление программы по расселению ветхого жилья). Тем не менее в первую очередь усматривается выгода для строительных компаний и властей, которые наконец смогут реализовать давно запланированные проекты, в частности Щелковский дублер.
При этом Тузов отметил, что разрабатываются и другие, более экологичные варианты проекта, чтобы не нарушать экосистему города. Один из возможных вариантов – расширить действующее шоссе до восьми полос (по четыре полосы в каждую сторону), построить большое число развязок и сделать движение без светофоров.
«Два других варианта не исключают строительство дублера. Предлагается либо затронуть часть Горенского лесопарка и построить трассу «в обход» национального парка, либо проложить тоннель под «Лосиным островом», не вырубая деревья. Похожий проект тоннеля уже действует в Москве в районе Лефортово и Строгино. Строительство тоннеля, по моему мнению, позволит с меньшими потерями для экологии минимизировать количество пробок на Щелковском шоссе», — считает эксперт.
Радует тот факт, что рассматриваются альтернативные проекты, которые могут разгрузить шоссе с наименьшими экологическими потерями, однако законопроект о полномочиях правительства РФ менять границы нацпарков говорит о том, что, скорее всего, выбран будет первоначальный вариант, и машины поедут через «Лосиный остров».
Этот вопрос обсуждается уже давно, с 2013 года. Росавтодор, который возглавляет Андрей Костюк, разработал проект дублера, который частично должен пройти через национальный парк «Лосиный остров». Российским законодательством это запрещено. Действующий на тот момент премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сдвинуть границы нацпарка, однако проект согласован не был.
В прошлом году принятие решения по этому вопросу было отложено до 2021 года, причем подошли к нему весьма основательно. Структура Росавтодора ФКУ «Центравтомагистраль» осенью 2019 года провела тендер по обоснованию оптимального решения вопроса. Окончание выполнения работ, согласно контракту, заключенному с ООО «ВТМ дорпроект» – 10 декабря 2021 года. На изучение этого вопроса выделено ни много ни мало 342,5 млн рублей. Учитывая, что Госдума планирует разрешить правительству менять границы нацпарка, то будет осуществлено то, что не согласовали Медведеву, а деньги на изучение проекта потрачены зря.