Многие торговые центры вновь откроются уже полупустыми. Будущее их пока туманно, но ТЦ точно ждет трансформация. Эксперт рассказала интернет-газете «Москва.ру», как сильно упала посещаемость перед введением режима самоизоляции, какие изменения в этой сфере неизбежны и как хорошо справились с онлайн-торговлей основные игроки этого рынка.
Директор по маркетингу Media 108 Eкатерина Ильинская отмечает, что еще до кризисных явлений наблюдалась тенденция к сокращению торговых площадей и замене их на шоу-румы. По ее словам, если переход в онлайн произойдет, то не из-за развития новых способов шоппинга в связи с текущей ситуацией — эти изменения еще не успеют закрепиться.
«Для доведения до автоматизма какого-либо действия человеку требуется от 2 до 8 месяцев. Привычка за 21 день — это просто интернет-миф. Важна регулярность действия. Говорить о том, что после Сovid-19 мы как по волшебству выйдем на «свободу» другими — некорректно и антинаучно. Изменения будут, они есть уже сейчас, но среднесрочно и долгосрочно они будут основываться на реакции рынка и посттравматическом эффекте потребителей», — считает эксперт.
По словам Ильинской, комплексная реакция рынка будет замедленной. Запускаемые сейчас процессы дойдут до конечной точки не скоро. Это займёт намного больше времени, чем восстановление спроса, хотя в краткосрочной перспективе именно спрос — главный источник кризиса и изменений. Рыночное равновесие формально восстановится очень быстро, но оно не будет означать окончание всех изменений.
Определит будущее торговых центров — онлайн или офлайн — порог входа или возвращения самих ритейлеров.
«В начале марта до начала «карантикул» по разным оценкам трафик ТЦ упал в 10-15 раз. Выход из карантина с учетом сокращения доходов в сравнении с февралем и мартом будет характеризоваться еще большим падением. Снижение покупательской способности, падение трафика также будут сопряжены и с сокращением времени, проведенного в ТРЦ. Важно понимать, что любые меры поддержки бизнеса абсолютно бессмысленны экономически при кратном падении платежеспособного спроса», — поясняет Ильинская.
По мнению эксперта, сохранить конкурентоспособность можно только при одновременно высоком качестве продукта, уровне сервиса, социальной ответственности и информационной открытости. Однако не все бренды к этому готовы.
«Не готовыми к переориентации на онлайн покупки оказались даже профильные игроки рынка – маркетплейсы, агрегаторы, онлайн-гипермаркеты. Логистические проблемы, затягивающие процесс доставки иногда до нескольких недель, и общая низкая лояльность аудитории оставляют возможности для появления и роста новых игроков», — констатирует Ильинская.
Екатерина считает, что участь многих ТРЦ – возобновить работу в полупустом режиме. Некоторые владельцы уже думают о перепрофилировании.
«Одно можно сказать точно: главный тренд как минимум десятилетия – конец эпохи перепотребления и переход к разумному потреблению. Он сохранится даже при условии восстановления платежеспособного спроса до докризисного уровня», — прогнозирует эксперт.
Ильинская добавляет, что век гигантских торговых площадей, роскоши и блесток закончился. Не только размеры, но и дизайн торговых точек будут иметь значение – все, что нелаконично, будет вызывать отторжение. Оценивать риски и пути решения необходимо уже сегодня с прицелом на глобальные изменения. Косметические меры приведут к еще большим потерям.