До выборов в Государственную Думу РФ, запланированных на 19 сентября, осталось полгода. Однако до сих пор неизвестно, как будут голосовать жители Донецкой и Луганской республик с российскими паспортами.
На 18 февраля, по данным ГУ МВД России по Ростовской области, российские паспорта получили 639 тысяч жителей Донбасса. По количеству человек это число приравнивается к полноценному избирательному одномандатному округу и составляет не менее 20% избирателей Ростовской области, однако вопрос с организацией голосования для этих граждан до сих пор остаётся открытым в связи с внешнеполитическими факторами.
Ранее жители ДНР и ЛНР уже принимали участие в выборах РФ — они голосовали на референдуме по внесению поправок в Конституцию в июне 2020 года. Тогда им приходилось приезжать на избирательные участки в Ростовскую область, причём дважды — для подачи заявления на участие в голосовании в теризбиркоме или МФЦ области, а потом в день выборов. Это накладывало дополнительную нагрузку на её участки, которых всего 12, и отрицательно сказалось на явке граждан РФ с Донбасса, так как им приходилось преодолевать значительные расстояния вместо того, чтобы отдать свой голос возле дома.
Если использовать такую схему на голосовании 19 сентября, то голос можно будет отдать только за партии, так как жители ДНР и ЛНР не прикреплены к избирательным округам РФ и не могут выбирать одномандатников.
Учитывая, что с 2011 года явка на выборах в Госдуму снизилась на 12,33%, терять голоса целого округа может оказаться политически неприятным, считает политолог. Но организовать процедуру голосования на территории Донбасса довольно сложно, отмечает эксперт. Кроме того, ситуация может усложниться в связи с необходимостью организации агитации и общественного наблюдения на новых участках, что сейчас маловероятно.
«Голосование на территории РФ на данный момент является единственным выходом», — считает член президентского Совета по правам человека Александр Брод.
Поэтому он предложил увеличить число избирательных участков в Ростовской области и расширить пропускные возможности границы.