8 сентября Второй кассационный суд отказал удовлетворить иск о закрытии Мусоросжигательного завода № 4 (МСЗ-4). Судебное разбирательство длится уже не первый год, добиться желаемого у москвичей и депутата Мосгордумы Евгения Ступина пока не получается. Однако в этой истории никто не желает сдаваться: ни эксплуататоры завода-отравителя, ни страдающие жители Некрасовки.
МСЗ-4 находится в Косино-Ухтомском районе столицы, однако сжигание отходов оказывает воздействие на окружающую среду и здоровье жителей как юго-восточного (ЮВАО), так и восточного (ВАО) округов, куда также входят районы Некрасовка, Новокосино, Вешняки, Выхино-Жулебино и другие.
Основными проблемами, связанными с деятельностью завода, являются неприятный химический запах, распространяющийся по близлежащим районам, а также выброс в атмосферу вредных веществ, в частности — диоксинов, которые накапливаются в организме человека. Спустя 5-10 лет это может привести к росту онкологических заболеваний среди населения, живущего в радиусе 24 км от завода.
В 2018 году Росприроднадзор провел проверку и выяснил, что осуществляющее эксплуатацию завода ООО «Хартия» не имеет специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу. За это ООО «Хартия» привлекли к административной ответственности, протокол о нарушении был направлен в суд с предложением остановить деятельность МСЗ-4 на 90 суток. Однако в результате виновнику был назначен штраф, а завод продолжил работать.
Борьба жителей Некрасовки, активистов и депутата Евгения Ступина против работы завода ведется еще с 2017 года путем организации экологических митингов с призывом закрыть МСЗ-4, а также через собственный судебный иск, разбирательство по которому длится и по сей день.
Несмотря на то, что в 2018 году Замоскворецкий суд не удовлетворил иск о закрытии завода, в 2019 году москвичам удалось добиться реакции Верховного суда, который впоследствии это решение отменил. Дело снова было направлено в Замоскворецкий суд. Сначала заседание отложили, затем сменилась судья, а в итоге иск все равно не удовлетворили. Ходатайства истцов отклонили, а вот возражения ответчиков (ООО «Хартия» и ГУП “Экотехпром”), подготовленные на 500 страницах, с которым судья даже не успела ознакомиться, к делу приобщили.
Несмотря на то, что суд иск не удовлетворил, Евгений Ступин тщательно ознакомился как раз с теми возражениями ответчиков, которые содержали заключения экспертов и технические регламенты, и нашел за что зацепиться.
Эксперты указали, что от 1 до 1,5 месяцев в году жилая застройка возле МСЗ-4 попадает под вредные выбросы, однако сочли данный фактор для жителей относительно благоприятным. Кроме того, они перечислили риски от выбросов для населения, но в итоге пришли к заключению, что эти «уровни риска воспринимаются населением как пренебрежительно малые».
Апелляцию на решение суда, конечно же, подали. В феврале 2020 года Мосгорсуд ее отклонил. Тогда в апреле подали кассационную жалобу на отказ Замоскворецкого суда в удовлетворении иска о прекращении деятельности Мусоросжигательного завода № 4 и на апелляционное определение Мосгорсуда.
И вот, наконец, 8 сентября состоялось очередное судебное заседание, на котором второй кассационный суд снова отказал участникам процесса в закрытии завода. По словам депутата, суд принял во внимание основной довод ООО «Хартия» о том, что запахи в Некрасовке и Кожухово есть, но откуда они, не установлено. В то же время суд отказался учесть довод истца о том, что, согласно официальному заключению института Роспотребнадзора имени Эрисмана, район Некрасовка 13 % дней в году находится под влиянием выбросов. Теперь жители, активисты и депутат намерены снова обратиться в Верховный суд.
Похоже, что здоровье москвичей волнует эксплуататоров завода меньше всего. Пока не помогают ни митинги, ни судебные заседания, ни призывы депутатов закрыть завод на заседаниях Мосгордумы. Однако страшнее всего то, что пока экологи и эксперты призывают отказаться от мусоросжигания в пользу переработки, в Подмосковье намерены построить еще 4 таких завода (в Наро-Фоминске, Солнечногорске, Воскресенске и Ногинске). Сколько еще будет недовольных и «отравленных» такими решениями властей, остается только гадать.