Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, предусматривающий серьезные меры наказания для родителей, чьи дети издеваются над учителями: до пяти тысяч рублей – за оскорбление, и тюремное заключение до шести лет – за нанесение побоев.
Предлагаемую инициативу комментирует психотерапевт, арт-терапевт Ольга Кубанина:
Для подобного законопроекта очень важно учесть множество нюансов: что именно является хулиганством, какие действия действительно имеют преступный характер, как это регистрировать. Подводных камней в таком законе может быть очень много: начиная от фиксации и определения правонарушения, заканчивая моральными и психологическими особенностями.
Самое главное — этот закон не учитывает возрастные психологические этапы развития. Чаще всего поведение школьника продиктовано кризисными этапами возраста, через которые проходят все дети без исключения. Ближе к подростковому возрасту для школьника взрослые люди становятся не авторитетными, он ищет себя и пробует в разных ролях. Запретив это или запугав штрафами, мы лишимся доверия и гармоничного развития молодого человека.
По опыту западных коллег хорошо работает наличие сторонней организации, где есть профессиональные специалисты (психотерапевты, психологи, психиатры), которые могут быть полезны как учителям, так и детям и их родителям. Это комплексная работа, где участниками становятся все стороны.
Хамское отношение и травля взрослых — это ведь не единичный случай и не случайность, а комплекс навыков, которые сформировались задолго до инцидента. Поэтому и работать здесь надо как с семейной системой: понять, что сломалось и как это исправлять, передавать навык ребенку и обучать новому взаимодействию, а с учителями проводить профилактичеcкую работу и давать здоровую эмоциональную разгрузку. Но делать это должна сторонняя компетентная сторона, а не местный специалист или завуч, который также находится в контексте проблемы.
Штрафы работают только со здоровыми и ответственными людьми, занимающие взрослые позиции. Для ребенка — это элемент запугивания, который могут использовать неадекватные учителя, тем самым усугубляя ситуацию.
Напомним, в январе ученик восьмого класса московской школы разбил голову учительнице из-за сломанного ею наушника. Накануне в Ульяновской области десятиклассник пырнул учительницу ножом — явного конфликта между ними не было.