Метро Москвы: долго запрягали и стремительно мчим | Москва.ру

Метро Москвы: долго запрягали и стремительно мчим

Московский метрополитен давно стал символом столицы наравне с Кремлём, ВДНХ или Новым Арбатом. Представить мегаполис без этого вида транспорта невозможно. Да даже закрытие его на сутки уму непостижимо: метро с его вагонами, эскалаторами и переходами для Москвы просто незаменимо. Здесь своя жизнь, свои правила, своя атмосфера, свои достопримечательности, свой ритм, но при этом с Москвой оно – единое целое.

Сегодня столичный метрополитен насчитывает более 200 станций, и их число каждый год будет расти. Темп стремительный, но ничего подобного нельзя было представить, когда идея о метро только-только оформилась в готовый проект. Необходимость в подземном транспорте была, ведь наземный уже не справлялся с объемами, так как пассажиров стало очень много. Первые проекты стали появляться еще в XIX веке, но первые стройработы начались только в 30-е годы двадцатого столетия.

Подземная транспортная Москва

Строительство метро стартовало в декабре 1931 года по проекту глубокого заложения, о чём было принято решение на высшем уровне. Осложнялось все отсутствием опыта и малым количеством рабочих, работы постоянно растягивались. Только спустя три года был привезен проходческий щит из Великобритании, а вскоре по его подобию в Советском Союзе создали второй. В октябре того же года на линию из 13 станций вышел первый состав.

После небольшого перерыва появилась вторая очередь метрополитена, рабочие построили несколько станций. Примечательно, что над их оформлением изначально работали ведущие архитекторы и специалисты, поэтому по сей день залы и вестибюли кажутся произведением искусства. Всего в 30-е годы метростроители проложили почти 25 километров линий между 22 станциями. Увы, но дальше строительство метро на время начала военных действий приостановилось.

В годы Великой Отечественной войны метро использовали в качестве бомбоубежища. Почти полмиллиона человек размещались на платформах и даже в тоннелях во время вражеских налетов авиации. Также в метро были расположены и некоторые отделы Генштаба. А в момент пиковой угрозы, когда вражеские войска подступали к Москве, высшее руководство отдало приказ заминировать и затопить все пути и станции. К счастью, до этого так и не дошло, и советские войска смогли отбросить неприятеля.

Война войной, но метростроевцы продолжали работу над третьей очередью – всего открыто семь станций и 13 километров линий проложено. К концу 40-ых число километров и станций ещё увеличилось. Неспокойное время завершилось, равно как и завершалась эпоха «старых» управленцев; появились новые веяния.

Метро до распада СССР

Кольцевая линия стала последней линией, где во все красе себя демонстрировал сталинский ампир. Уже после 1955 года появилась новая установка «о скромности», которая подразумевала отказ от всех излишеств и переход к скучноватым типовым и не очень дорогим проектам. Были построены первые наземные станции. Новые станции друг от друга отличались лишь цветом кафеля. Произошло и удлинение радиусов метро, которые начали связываться между собой. С течением времени вопрос эстетики снова появился в головах «вершителей» судьбы метро, ей стало уделяться повышенное внимание.

Активный темп метростроительства продолжался до перестройки, а вот после в метро появлялись то три станции, то и вовсе одна… С распадом СССР такое упадническое настроение продолжилось, темпы строительства никак не возвращались.

Девяностые и нулевые – ренессанс метро

Девяностые ознаменовались стагнацией и упадком во многих сферах, и метро исключением тоже не стало. Пусть строительство и сократилось, но проекты, которые стартовали ещё при Советском Союзе, успешно завершились, и появились новые 19 станций.
Государственное финансирование практически сократилось, поэтому зачастую метрополитен прокладывал новые пути за свой счет. К счастью, на качестве постройки и оформлении это никак не отразилось, и все по-прежнему содержится на достойном уровне.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону только с началом нулевых. Метро стало «проникать» даже за пределы МКАД, появился монорельс, связавший Тимирязевский и Останкинский районы. В 2009 году очередное новшество – метро продлили в Московскую область (станция «Мякинино»).

Большая работа проводилась и с архитектурными новшествами, разработаны разные стили оформления станций. В первую десятилетку XXI века было проложено более 37 километров путей, появилась 21 станция – и это без учета монорельса!

Новое время – новое метро

Сегодня московская подземка доходит до самых отдаленных районов, улучшая их транспортную доступность. Не забывают и про старые, куда раньше метро по разным причинам так и «не дотянулось». Появляются и новые пересадочные узлы, оптимизирующие транспортные потоки. Раньше поездка из одного района в другой обязательно происходила через центр, а сегодня его можно миновать.

Ярчайшее событие в жизни и подземки, и Москвы – открытие и старт Московского центрального кольца. Эта уникальная железная дорога в пределах города, которая интегрирована в структуру московского метрополитена. Три десятка станций обеспечивают самые быстрые пересадки.

За последние годы появились более сотни километров путей и больше полусотни станций, и такой темп строительства превышает все предыдущие этапы развития московского метро. На трех станциях даже появились туалеты для посетителей. Организаторы проследят за результатами этого пробного этапа и, если туалеты будут действительно востребованы, они продолжат эксперимент.

Недавно мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о старте строительства новой ветки метро, которая свяжет станции «Окская улица» и «Юго-Восточная». В этом двухпутном тоннеле построят восемь станций. А до конца этого года начнется эксплуатация участка от «Косино» до «Некрасовки». Откроются и новые станции на Кожуховской линии.

Работы по расширению московского метрополитена продолжаются, темп держится на достойном уровне. Прошедший чемпионат мира по футболу показал, что метро – повод для гордости, потому что иностранные болельщики среди ярких воспоминаний о России вспоминают и красоту станций подземки.

Рейтинг
Москва.ру