Известная в мире консалтинговая компания Cushman & Wakefield составила рейтинг по уровню развития коворкинга в крупных городах. Москва в списке заняла четвертую строчку. При этом, по оценкам экспертов, до 2020 года объем рынка данного сегмента офисной недвижимости удвоится.
Коворкинг – это особый вид офисного рынка, который отличается использованием одного большого и общего пространства сразу несколькими малыми предприятиями, у которых нет средств на аренду полноценного помещения.
Сегодня в столице насчитывается более 100 коворкингов, общей площадью в 140 тысяч квадратных метров, сообщают аналитики Cushman & Wakefield. Первое место в рейтинге занимает Лондон, где таким образом организованы 4% всех офисных площадей города. Далее идет Нью-Йорк, а на третьей строчке – Амстердам. Последним в ТОП-5 числится немецкий Франкфурт.
По словам заместителя директора отдела исследований рынка компании CBRE Михаила Титова, очевидным преимуществом коворкинга, по сравнению с традиционным офисным пространством, является более низкая стоимость аренды. В рамках стоимости рабочего места в коворкинге резиденту предоставляется ряд сервисов и услуг, за которые необходимо отдельно платить в офисе – интернет, коммунальные платежи, секретарь, мебель и т. д.
«Также преимуществом является более свободная по сравнению с традиционным офисом атмосфера – в коворкинге может находиться несколько разных команд, которые могут обмениваться опытом, контактами, идеями. Обычно в коворкинге созданы отличные от офиса условия работы, позволяющие отвлечься от работы и сменить место», — сообщил в интервью изданию «Москва.ру» Михаил Титов.
За несколько лет рынок коворкингов значительно вырос, продолжает собеседник. Так как увеличилось количество игроков, улучшилось количество и качество предоставляемых услуг, появились крупные сетевые структуры. В Россию зашли и иностранные представители организации подобных офисных пространств.
«Новые коворкинги открываются в высококачественных офисных зданиях, а также анонсируются планы по их активному развитию. Все это свидетельствует об определенном спросе на подобные услуги, как со стороны малого, так и корпоративного бизнеса», — считает Титов.
Эксперт отметил, что изначально коворкинг-пространства были востребованы у представителей начинающего бизнеса и небольших команд, не привязанных к офису. Однако требования арендаторов к офисным пространствам меняются, и все больше компаний, в том числе крупного корпоративного бизнеса, рассматривают возможность аренды рабочих мест для всей команды или ее части в коворкингах.