Неизлечимо больным помогут в столичных поликлиниках - Москва.ру

Неизлечимо больным помогут в столичных поликлиниках

Неизлечимо больным помогут в столичных поликлиниках.

В городе усовершенствуют систему паллиативной помощи

Власти столицы подумывают усовершенствовать систему паллиативной помощи, в которой, по экспертным оценкам, нуждается около 60 тысяч москвичей ежегодно, а получают ее пока лишь 16 тысяч. Но процесс пошел. В столичных поликлиниках уже вовсю открываются «паллиативные» кабинеты, а в стационарах — соответствующие отделения. Кроме того, как заявили депутаты Мосгордумы, неизлечимо больные теперь умирают без боли — проблемы с выпиской наркотических анальгетиков остались в прошлом.

Паллиативная помощь — не столько лечение, сколько создание комфортных условий для достойного ухода в мир иной, когда шансов выжить нет. Потребность в ней растет. Сегодня, как отмечает глава НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов, умирают в основном люди, рожденные в 30–40-х годах прошлого века, «дети войны». Через несколько лет придет время рожденных в 50-е, поколения беби-бума. И город должен провожать их в последний путь достойно. Причем обеспечивать им комфортные условия ухода «ближе к дому». Согласно данным одного исследования, 71% европейцев хотят уйти в мир иной дома. Россиян с аналогичным желанием наверняка не меньше. «Мы должны идти в дома людей. Если человек хочет умереть в привычной обстановке, это его право, и мы должны это право обеспечить. В прошлом году паллиативную помощь на дому получили 13,5 тыс. человек», — говорит главный специалист по паллиативной помощи столичного Департамента здравоохранения Диана Невзорова.

И все же не всегда реальность совпадает с желаниями людей. Например, в Британии умирают дома лишь 20% людей, тогда как 58% умирают в стационарах. А еще 11% — в хосписах. Хосписы — пожалуй, единственные учреждения в Москве, росту смертности в которых (с 40 до 60% за 2 года) эксперты радуются — ведь это говорит о том, что койки в них стали занимать по назначению. «Главный приоритет паллиативной помощи — не сроки, а качество жизни. Люди умирают один раз, и каждому нужен индивидуальный подход. Чтобы медсестра обращалась не «бабуль», «дедуль», а по имени-отчеству. Чтобы памперсы меняли не при всех, а за ширмой. Паллиативная помощь должна стать качественной, а слово «отмучиться» — выйти из нашего обихода», — считает известный доктор, глава Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Анна Фельдмессер.

Хосписы в столице появились не так давно, сегодня их 8 (в общей сложности в них 440 коек). Кроме того, в ряде городских стационаров есть койки паллиативной помощи, а с 2015 года в Москве появились кабинеты паллиативной помощи в поликлиниках (сегодня их 69, на учете в них стоит почти 9 тысяч пациентов).

По мировым стандартам на каждые сто тысяч населения необходимо 10 паллиативных коек. Иными словами, столице нужно около 1200 таких коек, а их пока 900. Конечно, планы по расширению службы есть, но проблема в том, что врачи и медсестры крайне неохотно идут работать в такие места. Это тяжело, не престижно. «Несмотря на прошедшие в столице сокращения медработников, очередь на замещение ставок в хосписах, мягко говоря, не стоит. Хотя зарплаты тут высокие», — говорит Анна Фельдмессер. И добавляет, что многие врачи боятся сообщать пациентам прогноз и посылают их в хосписы с формулировкой типа «улучшить состояние, чтобы потом вернуть в клинику на продолжение химиотерапии». «А ведь в хосписах не лечат, и люди чувствуют обман! Врачи должны быть откровенны с пациентами и сообщать им на этапе диагностики процентное соотношение шансов выздоровления и смерти», — считает доктор.

Зато сегодня в столице нет острых проблем с получением наркотических обезболивающих онкологическими пациентами. «Люди в Москве больше не умирают в муках», — говорит глава комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья МГД Людмила Стебенкова. Но с постоянно растущей армией пациентов с деменцией (старческим слабоумием) и психическими расстройствами ситуация сложная, как и с пациентами, находящимися в социальных учреждениях — пансионатах ветеранов труда и психоневрологических интернатах. Эти учреждения не имеют лицензий на работу с наркотическими препаратами, и вообще в них лечить людей нельзя. Кроме того, пациентам хосписов крайне сложно оформлять инвалидность — лежачие больные, увы, не могут бегать по разным комиссиям. С предложением создать в Москве выездные бригады медико-социальной экспертизы, а также наладить взаимодействие медицинских и социальных учреждений депутаты МГД решили обратиться в правительство.

В целом же, как отмечает Диана Невзорова, система паллиативной помощи в столице сегодня развивается очень активно: «Буквально за последние три года ее объемы выросли в два-три раза». И хотя трехсот коек еще не хватает, это не повод вводить в больницах платные паллиативные услуги. Паллиативная помощь должна оказываться исключительно бесплатно, считают эксперты.

Рейтинг
Москва.ру