Как в Москве работает запущенный месяц назад сервис «народного» каршеринга? Вторая попытка «Москвы.ру» найти преимущества «дележки» авто не увенчалась успехом. Пока приложение Дептранса «Рули» проходит закрытый тестинг, узнали, что предлагают на рынке другие компании по аренде личных авто. Цены и условия уступают популярным прокатам. Рассказываем, как функционирует новая аренда.
Суть «народного» каршеринга заключается в том, что владельцы могут сдавать свои автомобили в аренду другим физическим лицам. В Дептрансе считают, что платформа поможет москвичам подзаработать, а городу — разгрузиться от пробок. Сервис выгоден тем, кто часто путешествует или, например, отправляется в отпуск. Таким образом, машина может не простаивать на парковке, а приносить прибыль. Глава ведомства Максим Ликсутов надеется, что опция будет удобна жителям обеих столиц. Параллельно сервис правительства Москвы «Рули» запускается и в Санкт-Петербурге. Редакция «Москвы.ру» проверила, как работает «общее» авто и полезна ли данная услуга москвичам, как об этом заявляет правительство Москвы.
Приложение «Рули», анонсированное департаментом 30 апреля, до сих работает в режиме закрытого тестирования. Желающие зарегистрироваться оставляют заявку в приложении, которая одобряется по усмотрению ведомства — имеется только 100 мест. Попытка корреспондента «Москвы.ру» попасть в число избранных пользователей нового сервиса провалилась. Поскольку поделиться практическом опытом с «Рули» возможности не представилось, расскажем как он должен работать в теории.
Согласно описанию на сайте, упор в данном сервисе делаются на дележку авто со знакомыми. Когда пользователь решит, что ему не нужна машина на какой-то срок, он может выставить в приложении специальный статус и отметить людей из списка контактов, которым придут уведомления о предлагаемой аренде. Все условия будут обсуждаться в приложении — стоимость и срок аренды, где взять или оставить автомобиль, нужно ли заправлять или мыть транспорт и прочее.
Кроме того, владелец будет получать данные об автомобиле в реальном времени — местоположение, скорость и даже остаток топлива в баке машины. Для этого первым 100 участникам бесплатно устанавливают телематическое оборудование и модули удалённого доступа. Нужно ли пользователям устанавливать такое оборудование в дальнейшем самим, на сайте не сообщается. Отмечается, что в будущем Дептранс планирует добавить возможность страхования поездок по КАСКО. Что касается штрафов, то их оплата ложится на плечи нарушителя, а не владельца автомобиля — на того, кто управлял машиной в дату нарушения. Относительно бесплатной парковки, как это предусмотрено в традиционных сервисах каршеринга, информации нет.
Пока приложение правительства Москвы еще проходит проверку на качество, «Москва.ру» решила узнать, как работают частные аналоги «народного каршеринга».
Итак, скачав приложение Getarent, нужно заполнить учетную запись. Оговоримся сразу: если вы хотите не только взять авто в аренду, но и зарегистрировать транспорт для шеринга, вам потребуется оформлять два разных личных кабинета. Это исключительно технический момент.
Едва профиль в приложении был создан, с корреспондентом «Москвы.ру» связался администратор сервиса. По его словам, они звонят каждому новому пользователю, чтобы объяснить, как работает новая услуга.
«Сервис новый, не все понимают, как он работает, поэтому нужно рассказать, как происходит взаимодействие при аренде. Обзваниваем всех новых пользователей и консультируем 24/7», — сообщил оператор Getarent.
Итак, что мы выяснили.
Первое и самое главное — вы или ваш родственник должны быть собственниками авто. При оформлении нужно загрузить в анкету фото паспорта и данные ПТС. Минимальный возраст пользователя — 21 год. После заполнения всех обязательных полей система в течение 10 минут проверит вашу страховую историю, наличие штрафов, случаи ДТП, а также на предмет непогашенных кредитов. Как отметил менеджер, одобрение – процесс индивидуальный, окончательное решение принимает служба безопасности.
Какие авто предлагаются
Предложений по аренде в Getarent на данный момент не так много, но выбор есть. Варианты самые разные — от стареньких «Солярисов» до мощных «Гелендвагенов». Однако цены «кусаются» соответственно — имеются варианты как за 1 700, так и за 20 000 тыс. рублей в сутки.
Например, аренда Mercedes S-класса 2003 года может обойтись в 2 900 рублей в сутки. В условиях проката пользователь указал следующие параметры: езда в черте города, ограничение пробега на всю поездку — 1 600 км (период аренды указан со 2 по 10 июня), возраст водителя — 21 год, стаж — от 2 лет. В описании владелец пишет, что машина технически полностью исправна, имеется кондиционер, сиденья с подогревом, люк на крыше и круиз-контроль.
Toyota Rav 4, 2018 года обойдется 6 тыс. рублей в день. В условиях — ограничение пробега на всю поездку в 2 400 км, стаж и возраст аналогичные.
За BMW X5, 2019 года, придется раскошелиться на 18 000 рублей в сутки, а за Mercedez AMG, 2009 года — на 20 тыс. рублей.
Для народного каршеринга такие суммы кажутся чрезмерными. Но владелец сам назначает стоимость.
В сравнении со стандартными шерингами, где такие цены не встречаются даже за люксовые машины, «народный» явно проигрывает. Возможно, в Дептрансе не учли жадность некоторых автоводителей, когда рассказывали о выгоде новой услуги.
Как происходит передача машины
Когда вы выбрали нужный автомобиль, можно договариваться о встрече. В приложение есть варианты «с доставкой», то есть владелец приедет к вам на машине в указанное место. Если такая опция не отмечена, придется передавать транспортное средство в удобном месте. По сути владелец просто передает вам ключи, все договоренности формируются в системе.
Страховые случаи и штрафы
Немаловажный вопрос — что делать в случае повреждения авто или ДТП. Как и в обычном каршеринге, до и после передачи машины объект аренды фотографируется.
Если во время эксплуатации произошло повреждение или ДТП, пользователь может обратиться в сервис. Если проблема не мешает дальнейшей эксплуатации, то аренда продолжается. В случае ДТП служба вызовет ГИБДД для оформления аварии. Getarent покрывает расходы в размере 1,5 млн рублей (сотрудничает с Ингосстрахом). Дополнительное возмещение ущерба предусматривается только на самом дорогом тарифе.
Если после аренды приходят штрафы, владелец может отправить их в сервис — взыскания компенсируют. После компания будет разбираться с нарушителем.
Преимущества
На вопрос, чем народный каршеринг лучше стандартного, администратор ответил, что он выгоден, если аренда требуется на более длительный срок. Однако надолго выгодно брать только машины среднего ценового диапазона. Стандартный прокат хорошего авто обойдется дешевле, плюс бесплатные парковки, мойка и заправка — считайте сами.
«Москва.ру» пыталась связаться с «Яндекса.Драйв» и «Делимобиль», чтобы узнать, как компании отнеслись к конкуренту. Но комментарий пресс-службы сервисов не предоставили.
Ранее издание сообщало о том, почему новая услуга не вызывает энтузиазма москвичей.