Эпидемиологическая обстановка и связанные с ней изменения в привычной жизни и экономике заставили москвичей пересмотреть многие привычки — москвичи стали реже покупать новую бытовую технику, отдавая предпочтение ремонту. Более того, умение ремонтировать технику становится основным или дополнительным источником заработка.
Период самоизоляции весной этого года раскрыл в москвичах много новых талантов. Многие услуги были ограничены, поэтому приходилось выкручиваться самим. Почти в каждой семье появился свой парикмахер, женщины приноровились к самостоятельному маникюру, а мужчины вспомнили о незабитых гвоздях и других необходимых починках в доме. Будто этого было мало, осень добавила рост курса доллара, а вместе с ним и рост цен на новую технику. Поэтому вновь москвичи решили направить свои время и силы в полезное русло — наладить быт и отремонтировать требующие внимание приборы.
Осенью в Москве стали ремонтировать мелкую бытовую технику (микроволновки, миксеры и т.п.) на 55% чаще, чем в прошлом году, а крупную (холодильники, стиральные машины и т. п.) — на 36%. В среднем по России мелкую бытовую технику стали ремонтировать на 73%, а крупную — на 43% чаще.
Не забываем про удаленку — работа и учеба на дому заставили многих привести в рабочее состояние домашние компьютеры. По данным аналитиков Авито, в столице чинят компьютерную технику на 41% чаще, чем в прошлом году, а в среднем по стране — на 27%. Помимо рабочих моментов, в отсутствие привычных развлечений дети и родители в Москве стали чаще играть дома в компьютерные игры. Активное использование приставок привело и к росту спроса на их ремонт — за год он вырос на 43%, а по стране — на 101%.
«Здесь палка о двух концах»: с одной стороны, у людей появилось больше свободного времени, чтобы заняться починкой имущества после снятия режима самоизоляции, с другой — нагрузка на технику возросла, и многие россияне старались быстро устранить неподалки, когда такие возникали, чтобы не остаться с неработающими приборами в случае нового карантина. Пик спроса завершился к осени, да и интерес к ремонту техники тоже немного уменьшился — многие к этому моменту уже успели отремонтировать всю технику.
Автомобилисты в свою очередь приступили к ремонту уже после снятия карантинных ограничений — спрос на услуги по ремонту машин (ремонт, замена деталей, покраска и перетяжка) в Москве вырос за год на 67%, причем в последние три месяца он увеличился на 26%. В среднем по стране спрос вырос за год на 76% и на 24% в последние три месяца. В период локдауна у многих автосервисов и их клиентов просто не было возможности ремонтировать автомобили, поэтому автолюбители во многих регионах решили совместить ремонт с подготовкой к зимнему сезону.
Все эти тенденции отрыли новые опции для заработка тем, кто действительно умеет работать руками. Многие москвичи начали подрабатывать ремонтом. Особенно популярным стал ремонт компьютерной техники: количество объявлений от компьютерных мастеров увеличилось на 135% по сравнению с прошлым годом и на 98% по сравнению с весной-началом лета. В среднем по стране число объявлений возросло больше чем в два раза — на 104%. Этому способствовала не только сезонность (начало учебного года), но и новый переход на дистанционное обучение и работу.
Количество предложений сервисов по ремонту бытовой техники тоже выросло, однако здесь дело не в сезонности: ремонт крупной бытовой техники предлагали на 94% чаще, чем год назад, и лишь на 9% чаще, чем в апреле-июне; мелкой техники — на 54% и 6% соответственно.
По словам руководителя маркетинговых проектов Авито Услуг Ивана Чулкова, осознанное потребление — один из трендов последних лет, который укрепился в пандемию. Теперь при наличии пары часов свободного времени, которые освободились ввиду того, что не нужно ехать в офис и обратно, и возможности найти мастеров недалеко от дома на онлайн-платформах, ремонт техники перестал казаться сложной задачей.