Исследователи сколковской компании iCognito, которая создает компьютерные программы в сфере психотерапии, разработали чат-бот, способный оказать психологическую помощь в трудной ситуации. Интернет-газета «Москва.ру» рассказывает про инновацию.
По данным экспертов «Сколково», спрос на услуги психолога увеличивается во всем мире, и в том числе в России: от 10 до 15% российского населения страдают от депрессивных и тревожных расстройств в разные периоды жизни. До 70% испытывают повышенный стресс, негативно влияющий на их жизнь. Более 60% браков в России заканчиваются разводами. Однако предложение услуг в этой области существенно отстает от спроса.
Согласно проведенным исследованиям, лишь 2% россиян обращаются к психологу или психотерапевту в моменты душевных переживаний и проблем в отношениях. При этом доля тех, кто исключает саму возможность обращения к специалистам, выросла с 47% в 2006 году до 71% в 2018 году. Такая динамика объясняется тем, что большинство людей не осознают пользу обращения к специалистам, не доверяют качеству подготовки психологов и этой профессии в целом, а также обеспокоены высокой стоимостью услуг.
Поэтому отличным решением вышеперечисленных проблем может стать чат-бот. Конечно, он вряд ли решит проблемы полностью, но точно может провести диагностику и дать первостепенные советы.
«Конечно, чат-боты не смогут полностью заменить специалистов и не подходят для людей с тяжелыми формами психических расстройств, но они могут выполнять существенную часть работы по диагностике психологических проблем на основе алгоритмов. Кроме того, используя передовые методы онлайн-образования, они могут научить базовым навыкам самопомощи: как управлять своим настроением, снимать стресс, конструктивно общаться и решать проблемы», — руководитель iCognito Ольга Троицкая.
В основе программы лежит серия диалогов с «цифровым психологом» (чат-ботом) на темы, связанные с отношениями в паре. Диалоги основаны на работах по психотерапии пар А.Бека, С.Джонсон, Д.Готтмана, К.Хальвега, Ф.Даттилио, Э.Редигера и других ведущих мировых ученых. Чат-бот задает вопросы на основании клинических опросников и протоколов, облекая их в разговорную форму, присваивает ответам пользователя статус переменных, вычисляет значения ответов по формулам и дает персонализированную обратную связь по результатам вычисления. Такой формат обеспечивает интерактивность и позволяет удерживать внимание за счет быстрого обмена сообщениями.
Сейчас диалоги строятся по простейшему принципу дерева сценариев, и это накладывает свои ограничения на формат. В частности, чат-боту приходится играть чрезмерно активную роль и вести пользователя за собой, предлагать готовые ответы и следовать сценарию. Важнейшей задачей для разработчиков на следующем этапе является научить чат-бота «слышать» и распознавать запросы пользователей, чтобы интегрировать модули с искусственным интеллектом в программы.
Компания iCognito ведет свои разработки в качестве участника центра «Сколково» уже полтора года с целью расширить массовый доступ к психологической помощи за счет цифровых технологий. Программа по отношениям стала пилотным продуктом компании, которая работает над созданием серии программ в сфере преодоления стресса, депрессии, детско-родительских отношений. Кроме того, «iCognito» распространяет технологии цифрового психолога и на другие сферы.