Аэротакси, дроны и аэрогазели. Как развивается рынок беспилотных авиационных систем в России | Москва.ру

Аэротакси, дроны и аэрогазели. Как развивается рынок беспилотных авиационных систем в России

Фантастические фильмы предсказывают, что в ближайшее время люди начнут передвигаться по мегаполисам на летающих авто. Лидер рабочей группы «Аэронет» НТИ Сергей Жуков рассказал, что необходимо сделать для аэротакси и как продать дачную клубнику, используя дрон.

Дроны сегодня используются в самых различных сферах: развлечения, профессиональное кино и телевидение, полицейские услуги, предупреждение людей во время коронавируса, мониторинг строек, небольшие опрыскивания, метеотехнологии, навигация и т.д.

«Использование есть, но если мы говорим о России, то оно весьма невелико», — отметил Жуков во время инноланча от «Технополис Москва».

По его словам, воздействие на людей и восприятие общества обязательно надо учитывать в таком деле.

Если говорить о том, каким должен быть дрон, чтобы перевозить хотя бы одного человека, то это несколько пунктов:

  • беспилотное воздушное судно должно быть более надежным, чем управляемое человеком;
  • иметь вертикальные взлет/посадку;
  • должен летать автомобиль, а не самолет (так как это другая аэродинамика);
  • тяговооруженность должна быть существенно выше, чем сейчас;
  • внедрение электронного двигателя (чтобы дрон не шумел);
  • продумана наработка и хранение энергии (высоко эффективный аккумулятор, гибридная машина и т.д.);
  • беспрерывная связь;
  • обеспечение технологией аэронавигации;
  • создана система испытаний и сертификации;
  • введены правила полетов и использования;
  • развит соответствующий бизнес.

Доктор физико-математических наук Павел Булат основывал несколько сегментов беспилотных летательных аппаратов:

  1. 3х200, или «Легкий грузовик», полезная нагрузка которого составляет 200 кг, максимальная скорость — 200 км/час, радиус действия — 200 км.
  2. 3х500, или «Аэротакси» (либо легкий пассажирский аппарат), который может улететь на 500 км, развив скорость до 500 км/час и подняв 500 кг.
  3. «Аэрогазель», рассчитанная на 1,5-3 тонны.

Считается, что воздушные суда должны занять нишу пассажирских перевозок между мегаполисами и аэропортами. Также они могут быть использованы в качестве транспорта для экстренных служб.

Однако правила полета того или иного беспилотника опираются не только на технологическую составляющую, но и на законодательство, отмечает Жуков. Так, на перелет дрона даже в личных целях придется получить разрешение на полет, которое быстро сейчас не выдается.

В борьбе с коронавирусом также используется сегодня беспилотная авиационная система (БАС). Во время инноланча были продемонстрированы следующие слайды.

Если же говорить о коммерческой составляющей, то там все сложнее. Например, человек собрал на даче клубнику и хочет с помощью дрона отправить ее на продажу. Тут придется получить соответствующее разрешение.

«Согласно правилам коммерческих перевозок, должен быть сертификат на аппарат, сертификат на юридическое лицо, которое оказывает эти услуги, и сертификат на персонал, который этим делом занимается», — уточнил лидер рабочей группы «Аэронет» НТИ.

Поэтому сейчас в России летают часто по временным разрешениям на полет на единственный экземпляр. В Европе это уже более автоматизированно, РФ же только идет к этому.

Тем не менее, коммерческий сегмент использования дронов в России все же развит и исчисляется миллиардами рублей. Однако пока что речь идет не о перевозках грузов, а о мониторинге разных объектов, сельского хозяйства и картографировании, заключил Жуков.

Рейтинг
Москва.ру