Правительство и Верховный суд не поддержали запрет на оскорбление граждан госслужащими. Эксперт объясняет, почему | Москва.ру

Правительство и Верховный суд не поддержали запрет на оскорбление граждан госслужащими. Эксперт объясняет, почему

Законопроект, запрещающий депутатам презрительно относиться к гражданам и оскорблять их, внесен в Госдуму. Однажды его уже отклонили, но 14 апреля рассмотрят еще раз. Интернет-газета «Москва.ру» узнала у управляющего партнера Zharov Group Евгения Жарова, почему такой закон необходим и почему он был отклонен:

Я положительно отношусь к данному предложению. Необходимо бороться со злоупотреблениями и безнаказанностью со стороны лиц, имеющих властные полномочия. У многих работников имеется кодекс этики, в котором прямо указано, что необходимо вежливо относиться к гражданам. Соблюдается ли данное положение? Категорически нет.

Принятие поправок в статью 5.61 и 20.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях станет дополнительным правовым инструментом для сбалансированного действия вступившего в законную силу 29 марта 2019 г. проекта ФЗ № 606596-7«0 внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вводящего штрафы за оскорбление представителей власти.

Специальную административную деликтоспособность государственных и муниципальных служащих и предлагается расширить в целях соблюдения конституционно-правового принципа равенства перед законом. 11 марта законопроект был отклонен.

Авторы законопроекта отметили, что 6 марта 2019 г. депутат Волгоградской областной думы от партии «Единая Россия» Гасан Набиев, бывший генеральный директор «Газпром трансгаз Волгоград», на заседании Волгоградской областной думы заявил, что пенсии в восемь тысяч рублей в России получают исключительно «тунеядцы и алкаши», которые «сами виноваты в своем материальном положении». Инициатор нововведений полагает, что действия Гасана Набиева – «вопиющий случай проявления явного неуважения к народу со стороны представителя власти». Автор законопроекта сообщил, что приведенные им случаи оскорбления граждан связаны с пренебрежением должностными лицами служебной дисциплиной и нарушениями ими своих должностных обязанностей. По мнению депутата, повышенная административная ответственность для должностных лиц за оскорбление (ч. 1 ст. 5. 61 КоАП) не является эффективным механизмом предотвращения проявления неуважения к людям со стороны представителей власти.

Отмечается, что большая часть таких инцидентов не придается огласке и позволяет виновным избежать ответственности. Объектом нового преступления является честь и достоинство гражданина. Потерпевшими могут быть как частные лица, так и должностные.

В соответствии с требованиями ст. 8 Закона о введении в действие УК РФ законопроект был рассмотрен Верховным Судом (ВС), который напомнил, что ранее Кодекс содержал ст. 130, предусматривающую ответственность за оскорбление. Указанное деяние было декриминализировано с одновременным установлением за него административной ответственности в ст. 5.61 КоАП.

В своем отзыве ВС указал, что согласно сведениям Судебного департамента за оскорбление другого лица в 2016–2018 гг. ежегодно подвергались административному наказанию примерно 14 тыс. человек, от 60 до 120 из которых составляли должностные лица. По мнению Верховного суда, эти данные свидетельствуют о достаточно активном применении мер административной ответственности к должностным лицам, признанным виновными по ст. 5.61 КоАП РФ.

«Приведенное автором законопроекта утверждение о чрезмерной мягкости административного наказания, не достигающего целей восстановления социальной справедливости и предупреждения правонарушений, и необходимости криминализации в связи с этим рассматриваемого деяния недостаточно аргументировано», – подчеркнул суд.

Как отмечено в отзыве, в пояснительной записке следовало отразить конкретные факты, свидетельствующие о явной недостаточности имеющихся средств правовой защиты, распространенности и общественной опасности подобных деяний.

Верховный суд также отметил, что в случае принятия законопроекта в правоприменительной практике возникнут трудности, обусловленные конкуренцией между предлагаемым составом преступления и превышением должностных полномочий в части ответственности за оскорбление, совершенное должностным лицом с применением насилия или угрозой его применения.

Дополнительно Верховный суд сообщил, что, по его мнению, в диспозиции предлагаемой нормы целесообразно раскрыть, что следует понимать под оскорблением, по аналогии с тем, как это определено в ст. 5.61 КоАП или в утратившей силу ст. 130 УК.

30 августа 2019 г. свой официальный отзыв на законопроект представило правительство РФ, которое также не поддержало инициативу. Оно посчитало, что в пояснительной записке отсутствуют доводы, подтверждающие недостаточность существующих мер административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц за оскорбления ими граждан.

В качестве аргумента правительство использовало позицию Конституционного Суда, который указал, что уголовный закон является крайним средством, с помощью которого государство осуществляет реагирование на факты правонарушающего поведения. Исходя из этого, Суд сделал вывод, что уголовная ответственность должна распространяться лишь на те сферы общественных отношений, регулирование которых с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности недостаточно.

14 апреля на повестке у Госдумы стоит такой законопроект: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в части установления дополнительных требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего)». Речь пойдет о том же, так как пояснительная записка одна и та же.

Рейтинг
Москва.ру