Сезон электролихачества в Москве — почему необходимо ограничить проезд на самокатах и чем они опасны | | Москва.ру

Сезон электролихачества в Москве — почему необходимо ограничить проезд на самокатах и чем они опасны

Интересно сейчас
Самокаты у ст. м. "Октябрьская". Фото: "Москва.ру"/ Мария Добрыгина.

С началом сезона проката в столице москвичи могут арендовать велосипед или электротранспорт, однако если первым пользоваться умеют все, то ставший модным электросамокат явно нуждается в более ответственном отношении. Рассекающие смельчаки нередко наезжают на пешеходов, а разбросанные на тротуарах и придомовых территориях парковки мешают комфортному передвижению людей. Не стоит забывать и о том, что электроприбор требует бережного и осторожного отношения, так как неполадки в механизме могут привести к фатальным взрывоопасным последствиям. Урбанист Денис Ромодин рассказал о том, почему электротранспорт нуждается в отдельной регламентированной категории, при этом Общественна палата обсуждает изменения ППД.

Дептранс публикует бравые релизы о том, что самокаты бьют рекорды популярности среди средств проката у москвичей. Ведомство гордо заявляет о том, что увеличивает электропарк — в этом году в столице должны установить еще 63 станции с электросамокатами, таким образом число объектов шеринга возрастет до 10 тысяч единиц. Сейчас арендные сервисы работают уже более, чем в 50 районах Москвы. Также в сообщениях Дептранса упоминаются щедрые субсидии на развитие сервисов в размере 75 млн и поддержка заданной политики мэра Москвы Сергей Собянина. В 2020 году москвичи арендовали электросамокаты более 2 млн раз.

Однако даже такие инвестиции в проект оставляют прорехи в системе. Например, согласно правилам пользования, взять электроприбор в аренду может только лицо, достигшее 18 лет. Но при регистрации доступа достаточно поставить галочку, что вы совершеннолетний, никаких дополнительных подтверждений не требуется. Таким образом любой ребёнок может гонять на техническом транспорте по крупным магистралям, включая МКАД. Особенно опасения вызывает период майских праздников, когда некоторые подростки могут остаться без должного присмотра родителей, уехавших на дачу.

Фото: скриншот из приложения проката самокатов.

Москвичи все чаще делают выбор в пользу самокатов, как основного «летнего транспорта». Чтобы ими пользоваться, не нужны ни специальные навыки, ни водительское удостоверение, ни экипировка. Однако отсутствие четких правил дает пользователям зеленый свет на лихачество, при этом городское развлечение может обернуться тяжелыми последствиями. В частности, водители электросамокатов создают массу неудобств на узких тротуарах или, например, мамам с колясками.

Самокаты. Фото: с telegam-канала Алексея Радченко.

Странный выбор для паркинга столичных самокатов давно является причиной жалоб москвичей. Электрогаджеты ставят в самых неудобных местах, даже вплотную к подъезду. Выехать с коляской в таком случае будет крайне неудобно. Парковка занимает всю придомовую дорожку, что является явным нарушением здравого смысла. Нередко парковки для самокатов занимают и часть тротуара, что тоже создаёт неудобства пешеходам. Кстати, в Сан-Франциско, если людям не нравится засилье самокатов, то они их просто ломают. Хорошо, что в Москве пока такой практики нет.

Урбанист Денис Ромодин считает, что назначение самокатов в Москве — это все же досуг, нежели способ передвижения по городу или замена авто.

«Я уверен, что такой вид транспорта может быть в столице в существующих реалиях лишь транспортом для досуга — в парковых зонах, скверах и оборудованных для этого территориях. Либо, как средство передвижения внутри районов с большими расстояниями и малым потоком пешеходов», — отмечает эксперт.

Денис Ромодин. Фото: «Москва.ру»/ Альбика Халидова.

Хотя в Европе самокаты появились куда раньше чем в России, отсутствие должной культуры обращения с транспортом Ромодин встречал и там.

«Такая проблема есть и в Европе, особенно от электросамокатов. Сам с этим сталкивался до пандемии в Брюсселе и в Хельсинки, когда на меня и других пешеходов в пешеходных зонах часто пытались наехать по неосторожности. Думаю, что здесь нужно сформулировать четкие правила с габаритами и типом такого транспортного средства. Одно дело легкий классический самокат, другое — более мощные аналоги или электросамокаты, которые могут представлять опасность для пешеходов», — подчеркивает урбанист.

По мнению Ромодина, такие электрические средства передвижения необходимо отделить от чисто механических и ввести для них отдельную категорию.

Данный вопрос уже вынесен на обсуждение в столице. Общественная палата РФ организовала «круглый стол», в рамках которого эксперты подготовили новые поправки в ПДД и смежные с ними законы. Правда документ не предусматривает новой категории для средств передвижения, общественники предлагают считать все самодвижущиеся и электрические транспортные средства — мопедами (категория М в современных правах). Соответственно, если Госдума примет такие поправки, поездить на электросамокате можно будет только при наличии прав. В частности, под законодательный запрет попадет и езда «на мопеде» в нетрезвом виде.

Самокаты на ул. Большая Никитская. Фото: «Москва.ру»/ Мария Добрыгина.

Слова Ромодина подтверждает и статистика по дорожно-транспортным происшествиям с участием самокатов. Даже механические самокаты способны вызвать серьезный дорожный коллапс. Только за 12 апреля в Москве было зарегистрировано 3 ДТП с участием несовершеннолетних, которые передвигались на самокатах. В первом случае на улице Олеко Дундича водитель совершил наезд на ученицу восьмого класса, которая пересекала проезжую часть на самокате в неположенном месте. На улице Бориса Пастернака машина задела пятилетнего мальчика, который на самокате оказался на нерегулируемом переходе. Третий случай произошел на улице Большой Харитоньевский переулок — водитель сбил ученика третьего класса, который выехал на проезжую часть. Пострадавшие дети были доставлены в больницу с различным травмами.

Общественная палата также предлагает поднять планку возраста передвижения по дорогам до 16 лет.

Электротранспорт воспринимается как игрушка, хотя известны и трагичные случаи. Напомним о недавнем эпизоде, когда 6 апреля 2021 года в жилой квартире в Ленобласти загорелся электрический самокат. Пожарные ликвидировали возгорание, два человека были госпитализировали с отравлением угарным газом.

По данным ГУ МЧС Москвы, первый случай возгорания транспортного средства был зафиксирован в 2017 году, пять произошли в 2020-м.

В сентябре 2020 года в центре столицы школьника сбил человек на электросамокате. Подросток попал в больницу с сотрясением мозга. Инцидент произошел, когда мальчик выходил с отцом из дома.

Производители пытаются запихнуть в небольшой объём аккумулятора как можно больше энергии. Это, в свою очередь, приводит к тому, что даже самые незначительные нарушения в батарее могут вызвать тяжёлые последствия, поэтому гироскутеры и электросамокаты действительно могут быть взрывоопасны.

Основным элементом аккумуляторов является литий — щелочной металл, который обладает рядом свойств, делающих подзарядку опасной. Литий достаточно легко воспламеняется, если в герметичном корпусе не предусмотрен специальный клапан, выпускающий образовавшиеся при возгорании газы, тогда происходит взрыв.

Самокаты у входа в «Нескучный сад». Фото: «Москва.ру»/ Мария Добрыгина.

Чаще всего причиной неприятностей является то, что аккумуляторы подвергаются различным ударам, что возвращает к проблеме безалаберности водителей. Лихач может не придать внимания очередному столкновению, которое может стать «спусковым крючком» будущего взрыва.

Очевидно, что к путешествию на электроколесах необходимо относится намного серьезнее, чем это допускает город.

Рейтинг
Москва.ру