С 5 мая Дептранс вводит новые правила для проезда большегрузов по МКАД — габаритный транспорт сможет въезжать на дорогу только по специальным пропускам. Основной вопрос, который появился с нововведением, это последует ли подорожание логистики и товаров. В последнее время в России ведомства повсеместно следуют установке президента Владимира Путина сдерживать рост цен на продукты. Узнали у доцента кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Анзора Солтаханова, чего ожидать москвичам.
С начала 2021 года Департамент транспорта Москвы успел обвинить большегрузы практически во всех дорожных грехах. Согласно сообщениям в Telegram-канале ведомства, именно грузовики создают опасные ситуации на дорогах, больше всех загрязняют воздух и нагло шумят. Дептранс припомнил, что раньше грузовики перевозили лес прямо по Садовому кольцу, и были главным источником шума на дорогах. Несмотря на то, что проблема давно канула в лету, ее решили задвинуть еще дальше. Было принято решение сократить количество крупнотоннажного транспорта на городских магистралях и в первую очередь на МКАД. По заявлениям Дептранса, благодаря новым мерам должно улучшиться движение личных автомобилей.
Транзитные машины весом более 12 тонн уже перешли на ЦКАД и «бетонки» А-107 и А-108. На МКАД выезжают только грузовики, предназначенные для обслуживания жителей и предприятий Москвы и Московской области.
Оформить новый пропуск можно будет бесплатно — через сайт «Госуслуги». Уже полученные разрешения для большегрузов продолжат действовать. Подать заявление на годовой абонемент нужно будет за 60 дней до истечения срока действия старого ( вместо 30 дней). Для тех, кому нужен разовый пропуск, срок подачи заявления вырастет с двух до четырех рабочих дней. Правда в разрешении будет отказано, если на один автомобиль подают сразу два заявления и делают это не собственники транспорта.
Дептранс поясняет, что нововведения облегчат получение пропуска легальным перевозчикам и усложнит мошенникам. Однако не готовые долго разбираться в технических тонкостях компании могут пожелать ускорить процедуру обходными путями — как правило, платными.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Анзор Солтаханов отметил, что у москвичей есть причины опасаться возможного повышения цены продуктовой корзины.
«Новые правила, которые должны вступить в силу для движения грузового транспорта в Москве, в том числе запрет на проезд грузовиков от 3,5 т по МКАД, несут в себе возможные сбои в логистике и увеличение стоимости продуктов для конечных потребителей», — отмечает эксперт.
Грузовики в 3,5 тонны — это фургоны, которые развозят товары в магазины, включая продукты. Собеседник «Москвы.ру» напомнил, что данная проблема была указана в письме бизнес-сообщества на имя мэра Москвы Сергея Собянина. Предприниматели считают, что данные изменения приведут к дефициту продовольствия, лекарств и всего, что необходимо для бесперебойной жизнедеятельности мегаполиса.
«Их переживания вполне понятны, так как перестройка на формат доставки продовольствия, лекарств исключительно в ночное время весьма сложна в реализации (например, водители будут вынуждены работать в ночь)», — подчеркивает Солтаханов.
Напомним, что теперь движение грузовиков ограничено круглосуточно — и в дневное, и в ночное время. До февраля этого года въезд на МКАД и в его пределы с 22:00 до 06:00 был свободным. Сами пропуска будут тоже делиться на дневные и ночные, при этом время слегка передвинули — установлен период с 23:00 до 07:00. Ранее выданные пропуска с 5-го мая будут считаться дневными, поэтому всем перевозчикам так или иначе придется подать заявление на второй пропуск.
Столичные власти обещают, что данная мера затронет только транзитные перевозки, а для грузовиков, которые возят товары в Москву, ничего не изменится. Кроме того, компаниям помогут усилить контроль за транзитными передвижениями с помощью ГЛОНАСС (российская спутниковая система навигации) и обеспечат те же правила для иностранных перевозчиков, что действуют и для российских.
Конечно, в условиях пандемии, когда малый и средний бизнес сильно пострадал, возникает вопрос, а не приведет ли такая инициатива по переводу доставки товаров в ночное время к дальнейшему усугублению положения предпринимателей.
«Уже сейчас мы наблюдаем, что все продуктовые магазины завозят товары в ночное время, что с точки зрения логистики в целом будет нести даже позитивный аспект, так как в ночное время скорость доставки будет выше», — считает доцент РЭУ Плеханова.
В свою очередь, по словам эксперта, это приведет к сокращению потребления топлива для грузового транспорта