Сбер рассказал о сохранении 60 тысяч деревьев, но пока ни слова о посадке саженцев, как того хочет Путин | Москва.ру

Сбер рассказал о сохранении 60 тысяч деревьев, но пока ни слова о посадке саженцев, как того хочет Путин

Сбер распространил 11 февраля релиз, представляющий кредитно-финансовую организацию, как борца за экологию. Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин рассказал, что в 2020 году структура сэкономила 60 вагонов бумаги, сохранив около 60 тысяч деревьев (вероятно, от вырубки, в релизе нет уточнения — прим.ред.). Цифры, бесспорно, впечатляющие, но официальная статистика их не замечает.

Вырубка лесов в России растет год от года, производство бумаги не снижается. Обратились к экологам, которые рассказали, что было бы правильнее, если бы крупные компании в пиар-релизах сообщали, сколько за год высадили деревьев. Президент Владимир Путин ждет как раз посадок саженцев. На совещании 30 сентября 2020 года, посвященном лесопромышленному комплексу, правительство России получило задачу к 2024 году добиться 100-процентного баланса, то есть на месте каждого вырубленного дерева должно быть посажено новое.

«Общая проблема для отрасли – недостаточный объём и качество лесохозяйственных мероприятий, которые призваны сберечь наши леса, обеспечить их защиту и воспроизводство, охрану от пожаров», — сказал Путин.

«Москва.ру» в беседе с руководителем проекта по лесам и сельхозземлям Greenpeace Виленом Лупачиком выяснила, действительно ли Сбербанк «сохранил» столько деревьев, снизив количество бумаги, выдаваемой клиентам.

Как отметил Вилен Лупачик, сокращение потребления бумаги и использование переработанной бумаги это безусловно правильное и нужное для лесов дело. Но только с помощью этого не спасти леса: сокращение уровня потребления бумаги компаниями на вырубке лесов практически не отражается, так как лесозаготовки используются не только для производства бумажной продукции, но и на другие цели, в том числе уходят на экспорт. Более того, производство бумаги не самый большой сегмент в сфере лесозаготовок.

Сбербанк в 2020 году сэкономил около 3,7 тыс. тонн бумаги и в 2021 году намерен сократить потребление еще минимум на 500 млн листов.

К слову, в релизе Сбера нет разъяснения, за счет чего удалось снизить объемы использования бумаги. И связано ли это только с желанием спасти экологию. Цифровизация, в этом смысле, сама по себе борец. Часть бумажных процессов переехала в «цифру».

Сбербанк оказался не первым в инициативе уменьшить использования бумаги. Так, в конце октября 2020 года ПАО «Энел Россия» — энергетическая компания, созданная в результате реформы РАО «ЕЭС России» — также отчиталась о снижении расхода бумаги. Как отметил директор по охране труда, промышленной безопасности, экологии и качеству ПАО «Энел Россия» Максим Шалаев, снижение расхода бумаги позволит «сохранить тысячи деревьев».

Банк ВТБ в конце ноября прошлого года также заявил начале работы «умного отделения» в Петербурге, в котором более 50% всех документов выдаются в электронном виде. В кредитной организации добавили, что таким образом они «существенно сокращают использование бумаги».

Подспудно вырисовывался вывод, после прочтения релизов ВТБ и «Энела России», меньше деревьев будет умирать.

По данным Рослесхоза, объем вырубки лесов в России увеличился с 173,6 млн кубометров в 2010 году до 210 млн кубометров в 2017 году. При этом в 2018 году в стране зафиксировали рекордные показатели по заготовке древесины, которые составили 238 млн кубометров.

Как рассказал корреспонденту «Москвы.ру» руководитель Северо-Западной общественной организации «Зеленый крест», эколог Юрий Шевчук, на переработку уходит далеко не вся бумага. Так, по его словам, бумагу для чеков повторно использовать уже не получится, так как ее «переработать нельзя».

Чеки россияне получают не только при покупке товаров в магазинах, но и общении с банкоматами, включая Сбербанка.

«Для производства бумаги преимущественно используется целлюлоза, получаемая из хвойных деревьев, масштабная вырубка которых приводит к их дефициту. Это толкает лесозаготовителей двигаться все дальше, осваивая дикие леса», — сказал Лупачик, добавив, что ситуацию не улучшают компенсационные посадки, так как на месте вырубленных деревьев потом вырастет «что придется».

Сокращение оборотов использования бумаги многими компаниями практически не влияет на сохранение деревьев. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы РФ, согласно которым объем экспорта пиломатериалов из России только в первой половине 2019 года вырос в годовом исчислении на 4,5%. По различным данным, за весь 2019 год этот показатель составил 224,1 млн кубометров, что на 2,9% выше, чем в 2018 году.

Более действенным с точки зрения сохранения экологии со стороны корпораций было бы не говорить о неиспользованной бумаге, а также принять участие в компенсационных посадках деревьев. В особенности учитывая тот факт, что сокращение использования ими бумаги почти не влияет на снижение объемов ее производства.

Это подтверждают в своих пресс-релизах крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты и производители целлюлозы и бумаги — «Троицкая бумажная фабрика» (ТБФ), бумажная фабрика «Коммунар» и группа «Илим». Так, каждая из компаний за последние три года публиковала сообщения о наращивании оборотов производства белых листов.

По словам эколога Шевчука, компаниям стоило бы не отчитываться об экономии вагонов бумаги, а присоединиться к компенсационным высадкам деревьев.

«Москве.ру» не удалось найти в открытых источниках следов информации об экопроектах российских банков с данными о высаженных деревьях.

Рейтинг
Москва.ру