Из Москвы в регионы выдвинулись бензиновые паломники - в поисках дешевого топлива доезжают до Владимира | Москва.ру

Из Москвы в регионы выдвинулись бензиновые паломники — в поисках дешевого топлива доезжают до Владимира

Критерий нефтедобывающей страны не гарантирует россиянам дешевого бензина, цены на топливо растут постоянно. В Москве стоимость бензина стремительно ползет вверх с ноября 2020 года после трехмесячной передышки. К концу декабря цена за литр Аи-95 превысила уже 48 рублей, а в середине января началась вторая волна роста цен. Все это вызывает недоумение у автомобилистов, которые не в силах повлиять на происходящее, трясущимися руками они отдают последние деньги на топливо.

За 20 лет (с 1999 по 2020 год) цены на бензин в России выросли с 7 до 46 рублей за литр. За 2020 год цены на АЗС увеличились на 2,6%. По данным Росстата, после скачка средних цен на столичных заправках в июне-июле, когда стоимость за литр Аи-95 выросла с майских 47,03 до 47,75 рублей, очередной подъем начался лишь в ноябре. К концу декабря средняя цена по Москве достигла уже 48,01 рублей.

По данным Московской топливной ассоциации, вторая волна за последнее время произошла в середине января: за две недели цены выросли сначала на 5 копеек, затем на 6 копеек. Москвичи, не готовые спускаться в метро, скрипят зубами на заправках, отдавая последние деньги за подорожавший бензин. Еще в январе 2020 года литр Аи-95 стоил в среднем 46,85.

«Пандемия заставила в 2020 году ездить на работу на машине каждый день. Если раньше в месяц уходило около 8000-9000 рублей, теперь я трачу почти 10 000 рублей, иногда это критично. За год бензин заметно прибавил в цене. Если в феврале-марте я покупал 95-й примерно за 46-47р/л, сейчас это цена вплотную подбирается к 49 р/л на АЗС, которым я доверяю», — рассказал москвич Анатолий С.

Москвич Валерий Т., в свою очередь, рассказал, что также недоволен постоянным ростом цен на бензин. Он отметил, что в 2020 году на столичных дорогах выросло количество автомобилей, так как люди стали предпочитать его общественному транспорту. Из-за этого на дорогах увеличилось количество пробок, на простаивание в которых бензина уходит гораздо больше. Он поделился небольшой хитростью:

«Я стараюсь приезжать на работу из-за этого пораньше, а уезжать попозже, чтобы не попасть в самый час пик. Так можно сэкономить и время, и топливо», — отметил он.

У Анатолия тоже есть способы сэкономить на ежедневно дорожающем бензине:

«Я часто езжу на выходные во Владимир, там есть возможность залить бензин по более низкой цене, чем в Москве. Цена может отличаться на 1-3 рубля за литр в сравнении с ценами на АЗС в столице. Стараюсь всегда там заливать полный бак, небольшая, но экономия».

Вице-премьер Александр Новак в начале января пообещал, что темпы роста цен в 2021 году останутся в пределах инфляции. Для того, чтобы минимизировать влияние изменений цен на мировом рынке на розничные цены правительство будет применять демпферный механизм, заявил он.

Основная задача механизма — держать цены на топливо на стабильном уровне. Если цены на бензин внутри страны выше экспортных, то часть прибыли нефтяники перечисляют в бюджет. В случае высоких экспортных цен, государство доплачивает им, чтобы они не повышали внутренние цены. Механизм был разработан после резкого скачка цен на нефть в 2018 году. Тогда цены на бензин выросли с 41 до 44 рублей за литр, правительству временно пришлось заключать соглашение с компаниями о заморозке цен, а уже в 2019 году в России заработал демпферный механизм.

При этом он не предполагает снижения внутренних цен, поэтому цены на бензин не падают вслед за нефтяными котировками. Размер выплаты рассчитывается в зависимости от установленной правительством цены за тонну бензина, который каждый год индексируется на 5%, а не от реальной цены по стране. В 2021 году расчетная цена составила 56 300 рублей за тонну бензина.

В январе 2021 года цены на нефть на мировом рынке вновь подскочили, а рубль так и не укрепился. В результате оптовые цены значительно выросли в сравнении с розничными. Из-за этого снизилась рентабельность заправок и нефтеперерабатывающих заводов. Нефтяники хотели добиться увеличения бюджетной компенсации путем корректировки демпфера для сдерживания роста оптовых цен, потому что, очевидно, что механизм начал сдавать свои позиции. По их мнению, демпфер должен индексироваться не на 5%, а на уровень роста розничных цен — на 1,5-2%.

В правительстве 28 января прошло совещание, в котором приняли участие вице-премьер Александр Новак, нефтяные компании и ФАС. После чего замглавы Минэнерго Павел Сорокин заявил, что никаких корректировок в механизм вносить не планируется. Правительство пошло на уступку лишь в вопросе роста объема переработки и запасов нефти, к маю он вырастет до 1,6–1,7 миллиона тонн в месяц. Несговорчивость правительства объясняется невозможностью выделить лишние деньги компаниям в условиях затрат, связанных с пандемией.

В условиях рыночной экономики нефтяные компании совершенно не обязаны ни понижать цены, ни держать их даже на стабильном уровне, ведь главное в любом бизнесе — получение прибыли. Хотя стоит отметить, что демпферный механизм закреплен на законодательном уровне. Тем не менее остается лишь гадать, на сколько еще хватит терпения нефтяников терять в доходах из-за колебания мировых цен на нефть.

Рейтинг
Москва.ру