Какой стала Москва за прошедший год, благодаря участникам проекта «Активный гражданин»? Открылись Северный речной вокзал и прилегающий к нему парк, был разработан чат-бот московского метро, город перешёл на раздельный сбор отходов, пациенты городских поликлиник получили доступ к электронным медкартам… Всё это и ещё ряд инициатив претворены в жизнь по итогам голосований в проекте.
Цифры: что сделано в городе
За 2020 год в рамках проекта «Активный гражданин» было:
- проведено 358 голосований, 207 из которых общегородского уровня, ещё 151 – районного
- реализовано свыше 310 решений;
- организовано 15 масштабных акций, в том числе «Миллион призов», «Путь к Победе» и «Осенний марафон»
- 89 идей участников краудсорсинг-проекта «На шАГ впереди» по развитию проекта «Активный гражданин» будут реализованы
«Судя по цифрам, которых «Активный гражданин» достиг в такой, прямо скажем, сложный год, это очень масштабный проект, равноценных аналогов которому в мире сейчас нет. Это в чистом виде электронная демократия, можно даже сказать, демократия будущего. И самое главное – она достигается с помощью горожан и принятых ими решений, реализацию которых они сами же и могут отслеживать!», — комментирует итоги проекта Евгений Забродин, член Общественной палаты РФ, политолог.
Дополняет это мнение председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию электронной коммерции Алексей Фёдоров:
«АГ – очень полезная история. Любой большой агломерации необходима подобная платформа. С технической точки зрения сайт сделан прекрасно. У него интуитивно понятный интерфейс – по шкале UX/UI, которая оценивает удобство и дизайн, я бы поставил этому ресурсу 7 из 10».
Нововведения «Активного гражданина»: что появилось на сайте
В 2020 году «Активный гражданин» претерпел изменения – появились новые разделы, рубрики и возможности:
- «Пульс столицы» — отчасти игровая рубрика, в рамках которой москвичи могут узнавать интересные факты про город и оценивать происходящие в нём изменения. С момента своего появления (июль 2020-го) более 81 тысячи человек дали почти 805 тысяч ответов и оценок на 51 вопрос и 59 фактов.
Лидерами этого раздела стали новые поезда метрополитена, получившие за свою комфортность оценку 4,61 и городские электронные сервисы – 4,49 балла за удобство.
- «Открытый профиль» — рубрика-знакомство. Благодаря новой функции у активных граждан появилась возможность рассказать о себе и своих достижениях в проекте. А по итогам их участия в рейтингах активности определяются лидеры проекта!
На данный момент из почти 4,8 млн участников проекта у 38 тысяч открытые профили.
- «Общественные обсуждения» — платформа для знакомства с градостроительными проектами Москвы. Где проложить новую дорогу и сделать пешеходный переход? На сколько учеников спроектировать школу? Построить бассейн или спорткомплекс?
В рамках этого нововведения проведено более четырёх тысяч консультаций, обсуждено более 720 градостроительных проектов и учтено свыше 310 тысяч мнений!
- «Мой район» — рубрика-дополнение к #ЛицамАГ. В 2020 году она «рассказала» нам 34 новые истории активных граждан, которые случились в их районах, благодаря проекту «Активный гражданин».
- «На шАГ впереди» — краудсорсинг-проект, который дал людям возможность предлагать свои идеи по развитию «Активного гражданина».
Всего высказалось почти 11 тысяч участников, а в итоговый план реализации включено 89 их идей. Среди основных направлений – «Активный гражданин» для детей, акции и викторины, благотворительность, благоустройство двора и другие. Полный список идей можно посмотреть тут.
Пример реализованных ранее инициатив и нововведений доказывает, что сегодня в мире из аналогичных в плане масштаба и успешности проектов существует только проекта «Активный гражданин Россия»: agrussia.ru.
Евгений Забродин:
«Другие регионы страны – причём почти все – пытаются реализовать аналогичные проекты. Степень успешности везде разная, но, по моему мнению, ни один из них не может быть настолько масштабным, как московский.
Дело в том, что Москва – самый крупный субъект и по населению, и по соотношению количества людей на территорию. Проблемы столицы и её агломерации решаются на муниципальном уровне. Более или менее близким примером можно считать Санкт-Петербург – в обоих случаях речь идёт о городе. Вся остальная Россия – это по большей части области или республики. А так как регионы у нас очень большие, то особенности одной его части могут быть не актуальны для другой».
Алексей Федоров:
«Печально, что в других городах, от Петербурга до Воронежа, которые пытаются сделать клоны «Активного гражданина», не получилось и до сих пор не получается создать такой ресурс. Если бы подобные платформы функционировали во всех городах России, людям, которые переезжают в столицу из провинций, было бы проще интегрироваться – они были бы уже знакомы с подобной платформой дома и знали бы, как всё устроено».
Голосования: что выбирали москвичи
«День гида»: новые форматы экскурсий по Москве
21 февраля отмечается всемирный День гида. В 2020 году аккурат к нему Комитет по туризму и городской Департамент культуры подготовили акцию, в рамках которой любой человек мог присоединиться к пешим прогулкам с профессиональными гидами и узнать интересные факты об истории города и его знаковых местах.
За три дня состоялось порядка 130 бесплатных мероприятий, которые посетило более 3,5 тысяч человек. После такого интереса со стороны жителей возникла идея сделать акцию ежегодной. Оставалось определиться с форматом на будущий год. Голосование на эту тему состоялось в проекте «Активный гражданин», в нем приняли участие почти четверть миллиона человек.
Большинство участников (25%) проголосовало за традиционные пешие экскурсии, посвящённые истории Москвы. Ещё по 17% опрошенных высказались за квесты и экскурсии с игровыми сценариями и автобусные туры по городу.
«Миллион деревьев»: новый сезон полюбившейся акции
За шесть лет, что длится эта зелёная акция, во дворах Москвы высажено 1,1 млн деревьев и кустарников
Программа «Чистое небо»: куда исчезли провода?
Благодаря ей за пять лет с улиц Москвы исчезло большое количество нависающих проводов – теперь для них создают специальное пространство под землёй, в технической зоне между проезжей частью и тротуаром.
Программа уже реализована на Садовом и Бульварном кольцах, на многих улицах исторического центра, а также на крупных автомагистралях — Варшавском, Ленинградском, Ярославском и Каширском шоссе, Ленинградском проспекте и проспекте Мира.
Помимо того, что линиям, спрятанным под землю, не страшна плохая погода, так ещё и город без паутины проводов выглядит более эстетично. Не заметить это невозможно, что подтверждают результаты голосования: 71% (а это более 150 тысяч человек) говорят о том, что благодаря этим изменениям стало лучше. А семь процентов и вовсе не помнят, как было раньше – что ж, к хорошему привыкаешь быстро!
Всего в 2020 году в проекте «Активный гражданин» было проведено более 200 общегородских голосований. В среднем, они набирают по 200 тысяч голосов от москвичей. Ниже – примеры лишь нескольких, остальные («Единая справочная служба Правительства Москвы в смартфоне», «Новые остановочные павильоны», «Рубль за метр: программа сохранения культурного наследия» и другие) можно посмотреть по ссылке.
По обсуждаемым вариантам голосования эксперты делятся профессиональным мнением. Цель их привлечения к голосованиям – раскрыть разные точки зрения по решению вопроса голосования, обычно они совпадают с вынесенными на голосование вариантами. Здесь же – в данном материале – представлено мнение стороннего спикера и его объективная оценка системе голосований и работе сайта в целом:
Евгений Забродин:
«Вовлекать людей в такие процессы нужно обязательно, чтобы повышать уровень легитимности решений. Думаю, в перспективе фантастическим количеством причастных к проекту людей будет 10% от общего населения города.
Добиться этого можно, облегчив пользование инструментом. Это может быть упрощённая регистрация или коллаборация с соцсетями. Так, если через какую-нибудь площадку будет происходить верификация аккаунта в проекте «Активный гражданин», то желающих войти в систему и оставить в ней свой голос станет больше.
Всё это не просто актуализирует сами сети, но и повысит популярность инструментов интернет-демократии, таких как АГ! Цель эта далёкая, но к ней нужно стремиться».
Спецпроекты и акции: в чём участвовали активные граждане
«Осенний марафон – 2020»
Акция-викторина длиною в месяц показала, как хорошо жители Москвы знают свой город. Каждую неделю участники получали доступ к новым этапам игры в трёх разделах: «История и культура Москвы», «Москва активного гражданина», «Москва – город возможностей».
До финиша дошли более 50 тысяч человек. Причем каждый пятый из них ответил правильно на все вопросы викторины!
Чистый город
Ещё один игровой проект, который, однако, направлен на устранение реальных проблем. В непрерывном потоке скриншотов с камер городского видеонаблюдения нужно было заметить те, на которых есть нарушения. Например, связанные с некачественным содержанием городских объектов.
Результат акции – силами 4,7 тысяч человек отсмотрено практически 70 тысяч (!) фотографий. Все зафиксированные неполадки направлены ответственным исполнителям.
Путь к Победе
Акция, посвященная 75-летию Победы, которую «Активному гражданину» помогло провести Российское военно-историческое общество и столичный метрополитен. Участники делились историями близких людей, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. 60 рассказов о судьбах героев, выбранные экспертами, были размещены в вагонах тематического поезда московского метро «Путь к Победе». После все материалы были опубликованы на сайте «История.РФ».
Лиза Алерт
Деятельность добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» спасла жизни тысячам людей. Движению всё время помогают различные проекты, в том числе и «Активный гражданин», который сотрудничает с волонтерами уже более шести лет. Ориентировки на пропавших людей оперативно размещаются на сайте и в приложении проекта, что серьёзно помогает добровольцам.
Сейчас зарегистрированные в проекте 4,8 млн человек получают информацию о пропавшем человеке, если находятся в зоне его поиска. За участие в поиске людей баллы не начисляются, но, несмотря на это, активные граждане охотно откликаются на запросы и готовы помогать!
Магазин поощрений
Магазин поощрений – один из разделов на сайте и в приложении проекта «Активный гражданин». В нем можно обменять накопленные за участие в голосованиях баллы на сувениры, различные электронные услуги и онлайн-мероприятия и ещё более 300 видов поощрений. Одна из новинок этого года — в апреле, когда бушевала первая волна пандемия, Магазин поощрений запустил услугу бесконтактной доставки сувениров в ближайшие постаматы. Но, на наш взгляд, декабрьский опыт куда интереснее – у активных граждан появилась возможность обменивать баллы на благотворительность.
«Миллион призов»
Эта программа посвящена субсидированию потребительского спроса. В акции приняли участие более 200 организаций, бонусы и скидки от которых можно получить в обмен на баллы. За год двум миллионам участникам раздали 2,6 млн призов!
Вывод
Главное, для чего создавался и существует «Активный гражданин», — возможность влиять на судьбу и развитие Москвы, отдать свой голос за или против. За шесть лет жизни проекта было проведено более 4,8 тысячи голосований и собрано более 150 миллионов мнений горожан. 2020 год исключением не стал – москвичи всё так же активно участвовали в жизни столицы, делились мнениями и делали свой выбор. Проект всё время набирает обороты, и угрозой этой тенденции не стала даже пандемия.
«Активный гражданин» — проект, направленный на вовлечение горожан в управление городом, на создание комфортных для этого условий. Люди, принимающие участие в голосованиях, чувствуют сопричастность и ответственность за судьбу города, а это очень важно.
Я встречала подобные региональные проекты – например, «Камчатка в порядке» (Камчатский край), «На севере — жить» (Мурманская область) и «Советник губернатора» (Тюменская область). Правда, все они реализуются с меньшим масштабом. Но самое главное то, что каждый из них обеспечивает возможность выстраивать диалог с населением.
Проект «Активный гражданин» уже популярен, но увеличивать число активных пользователей всё ещё нужно – постоянно и широко информируя о нём все слои населения. Также важно сохранять, а лучше увеличивать прозрачность подведения итогов голосования и в целом работы портала.
Проект «Активный гражданин» – хорошая платформа для развития гражданского активизма, особенно в части привлечения горожан к волонтёрской деятельности», — резюмирует Кислицына Дарья, директор Департамента региональных программ ЭИСИ.