Ученые Горного института НИТУ «МИСиС» разработали инновационный подход к проектированию городского пространства. Команда специалистов представила первую в России информационную 3D-модель строящейся станции метро «Улица Строителей» в столице. Новый метод позволит усовершенствовать процессы проектировки и строительства подземных объектов. Подробнее — в материале интернет-газеты «Москва.ру».
Строительная сфера сегодня активно внедряет новые технологии для оптимизации и усовершенствования реализации проектов. Возможности строителей стали в разы шире благодаря IT-технологиям, которые позволяют проектировщикам реализовывать сложнейшие с технической точки зрения решения. В частности с колоссальной точностью рассчитывать формы и объёмы сооружений при планировании и строительстве сложных наземных и подземных комплексов, которые уходят на километры под землю и наоборот, возвышаются на сотни метров вверх.
В качестве демонстрации своего метода, учёные НИТУ «МИСиС» взяли в разработку информационную модель строящейся станции метро «Улица Строителей». Прототип, созданный командой специалистов, позволяет перейти от двухэтапного проектирования объекта к итерациональному, то есть основанному на повторении, процессу контроля. Такой метод корректирует принятые решения, как на стадии проектирования, так и на строительной площадке, а главное на любой стадии готовности объекта. При этом у строителей появляется оперативная возможность сразу оценить эффективность принимаемых технических решений.
«Созданная модель позволяет не только рассмотреть все основные этапы строительства станции, от подготовительного периода и сооружения монтажного котлована, до строительства перегонных тоннелей, но и эффективно управлять строительными процессами, оперативно нивелируя негативное влияние непрогнозируемых и неожиданно возникающих факторов», — рассказал руководитель проекта профессор Горного института НИТУ «МИСиС» Александр Панкратенко.
Все параметры 3D-модели обладают виртуальными показателями реальных конструкций и материалов. Заказчики могут в любой момент посмотреть характеристики и проверить их на соответствие стандартам необходимого качества. Поскольку строительство метрополитена включает в себя работу с подземными коммуникации и наземными объектами, модель позволит максимально точно определить стоимость работ, а также построить более точный производственный график на реализацию объекта.
Использование инновационного метода позволит обеспечить эффективное взаимодействие между участниками строительного процесса: инвесторами, заказчиками, проектировщиками и подрядчиками. Одним из главных достоинств совей работы авторы считают введение жесткого контроля сроков строительных работ и расходования материальных ресурсов.
Александр Панкратенко отметил, что данная разработка является первым шагом на пути широкого внедрения IT-технологий в практику подземной стройки. Помимо этого, внедрение модели в учебный процесс инженеров позволит вывести подготовку будущих специалистов на качественно новый уровень, соответствующий современным мировым достижениям в области цифровых технологий в строительстве.
Проект реализуется совместно со строительной компанией города Москвы АО «Трансинжстрой».
Ранее интернет-газета «Москва.ру» сообщала о разработке «умного» строительного костюма для работы на градостроительных площадках. Система обладает цифровым дублированием деятельности работников и позволяет непрерывно фиксировать процесс стройки. Новая технология должна повысить эффективность работы, а также предупредить нарушение правил безопасности.