В Подмосковье провели публичные слушания по исполнению бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в 2019 году. В ходе мероприятия представитель московского Росздравнадзора раскритиковал работу ТФОМС и Минздрава, указав на многочисленные проблемы.
Заместитель руководителя Росздравнадзора по Москве и Московской области Денис Рощин отметил, что показатель по кредиторской задолженности медицинских организаций в 2019 году многократно снизился, однако у всего есть своя цена. По словам Рощина, структура расходов организаций существенно изменилась, на фонд оплаты труда приходится 80% бюджета и более.
«Это также привело к тому, что в ряде случаев не закупаются необходимые медицинские изделия и лекарственные препараты для оказания медицинской помощи. Выявляются многочисленные случаи, когда граждане вынуждены оплачивать гарантированную государственную медицинскую помощь, либо самостоятельно приобретать лекарства и приносить их в больницу», — указал на проблему представитель Росздравнадзора.
Кроме того, Рощин отметил, что ряд профилей медпомощи все еще не представлен в Подмосковье вовсе. Например, отсутствует отделение детской токсикологии, после укуса змеи родителям неоднократно рекомендовалось везти детей в Москву и самостоятельно искать учреждение, где им могут оказать помощь. По словам Рощина, один из укушенных детей скончался по дороге в Москву.
В ходе заседания было сказано, что сумма, выплаченная по межтерриториальным расчетам выросла за год на 14,2% и составила 10,8 млрд рублей. Рощин задался вопросом, как так получилось, что при общем увеличении бюджета территориального фонда, при увеличении поступлений из бюджета Московской области на 28%, ситуация по ряду направлений ухудшилась?
Он поясняет, что за срок чуть больше года поменялось 4 министра здравоохранения Московской области. Кроме того, отсутствие надлежащей документации до сих пор не позволяет понять, каким образом распределяются объемы медицинской помощи. По словам Рощина, Минздрав Московской области и территориальный фонд ОМС поочередно переводят стрелки друг на друга.
Он наглядно объяснил опасность ситуации на примере онкологической службы:
«Принимается нормативный акт, в котором устанавливается маршрутизация пациента и перечень организаций, который теперь будет оказывать медицинскую помощь по онкологии. Но не всем организациям, которые в этом перечне, выделяются объемы для оказания медпомощи. Более того, они выделяются тем организациям, которые не приведены в маршрутизации и не имеют возможности оказать качественную медпомощь. Например, отсутствует онкологическое отделении, помощь оказывается в отделении терапии, хирургии, что является недопустимым. Мы неоднократно указываем на эти факты и фонду, и Минздраву, однако объемы продолжают распределяться таким образом».
Одновременно с этим другим больницам выделяется на год объем для оказания медпомощи на дневной стационар, который удовлетворяет потребности населения на две недели. Особо Рощин подчеркнул, что при наличии своих учреждений, который недозагружены, Минздравом в прошлом году огромные объемы самой дорогостоящей онкологической помощи отданы частным федеральным структурам.
По словам Рощина, эта ситуация в первом квартале 2019 года привела к дефекту медицинской помощи 5.3.2 — оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи.
«На практике в медицинских организацях возникает дилемма. Поступает больной, организация понимает, что закончились объемы, и помощь им не оплатят. Нужно или нарушать права больного, отказать ему в медпомощи, либо оказать ему помощь, заранее зная, что она не будет профинансирована. Медорганизации чаще оказывают помощь, но это приводит к снижению качества, потому что за один тариф лечить двух пациентов тяжело», — объясняет Рощин.
Территориальный орган Росздравнадзора направил предписания, которые были исполнены, превышения объемов стало меньше. Однако оказалось, что были внесены изменения в программное обеспечение, и стало невозможно направлять счета.
«По результатам 2019 до мая 2020 больницам, подведомственным Минздраву, не давали выставить счета на услуги более чем 400 миллионов рублей, оказанные еще в 2019», — рассказывает Рощин.
Он подчеркнул, что при всех описанных проблемах здравоохранения Московской области территориальный фонд ОМС отчитывается о неизрасходованных средствах нормированного запаса и даже не упоминает в отчете расходы на оборудование. По словам Рощина, нет понимания, как из всех заявок выбираются те, которые нужно обеспечить, приобретается ненужное медицинское оборудование, игнорируется нужное.
За 2019 Росздравнадзором проведено 11 проверок Минздрава Московской области, 2 проверки территориального фонда ОМС и порядка 75 проверок медицинских организаций на территории Подмосковья. Директором территориального фонда ОМС Московской области является Ольга Мисюкевич, подмосковным Минздравом руководит Светлана Стригункова.