В правительство РФ внесен законопроект, предусматривающий засекречивание госзакупок силовых ведомств, а также «Роскосмоса». Проконтролировать закупки этих организаций станет на порядок сложнее, к тому же закрытые тендеры могут потребовать больше бюджетных средств из-за снижения конкуренции. Все три ведомства уже давно выступали с такой инициативой.
Генеральный директор АО «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин пояснил, что этот законопроект стал третьим и самым большим из «оптимизационных» пакетов поправок. Эксперт напомнил, что ранее уже были приняты два пакет поправок, призванных упростить госзакупки.
«Третий пакет был также разработан с целью унифицировать, удешевить и ускорить проведение госзакупок на всех уровнях. В том числе он позволит ФСО (Федеральная служба охраны — прим.ред.), Росгвардии и «Роскосмосу» по аналогии с Министерством обороны проводить закупки в закрытой форме», — рассказал Сытин.
Он добавил, что обсуждение законопроекта началось еще в первой половине 2019 года, но было перенесено на весну 2020, поскольку предусматривало ряд мер, требующих сложных согласовательных процедур как между ведомствами, так и с экспертными группами.
Как пояснил эксперт, сейчас закрытые закупки может осуществлять такие ведомства как Минобороны, ФСБ и служба внешней разведки.
«Ранее применялась практика, когда все закупки конкретной организации или ведомства выводили из публичной плоскости. Тем не менее даже у таких ведомств, как Росгвардия или ФСО есть обычные конкурентные публичные закупки. Например, закупка товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности офисов, приобретение компьютерной и оргтехники, ремонт офисов. Такие закупки более эффективны, когда проводятся открыто в конкурентной среде, поскольку предмет закупки является достаточно стандартным», — пояснил Сытин.
По его словам, переводить полностью все закупки таких ведомств в закрытый режим нецелесообразно. Засекречивание может привести к уменьшению конкуренции на их обычных закупках и снижению экономии средств. Ведь участники могут предложить и меньшую цену контракта по сравнению с начальной, однако в этом не будет необходимости, если претендент на контракт один.
Эксперт добавил, что в настоящее время законопроект уже согласован с другими ведомствами и внесен на обсуждение в правительство, позднее его направят в Госдуму. Изначально планировалось, что данный пакет поправок будет принят в весеннюю сессию Госдумы, но из-за пандемии коронавируса сроки изменились. Сытин считает, что пока сложно точно сказать, когда он будет принят, так как пакет поправок объемный и может вызвать немало дискуссий.
Как сообщает пресс-служба Минфина, это положение позволит обеспечит конфиденциальность информации о закупках во исполнение соответствующих поручений правительства Российской Федерации.
Однако подобная конфиденциальность снижает прозрачность закупок ведомств, уменьшая и доверие к ним среди населения. К тому же, если засекречивание госзакупок ведет к увеличению их цены, то будет расходоваться больше бюджетных средств.
Интересно, что все три ведомства выступали с такой инициативой уже давно. В апреле прошлого года Росгвардия внесла соотвествующий проект закона на рассмотрение, он есть на сайте проектов нормативных правовых актов. В нем говорится, что закрытые способы определения поставщиков для «унификации подхода к осуществлению закупок».
Там же есть и соответствующее предложение от ФСО, где необходимость засекречивания аргументируется «увеличением количества угроз, в том числе террористического характера, в отношении объектов государственной охраны». Ведомство стало в этой части первопроходцем, их законопроект был размещен в конце декабря 2018 года.
«Проект федерального закона разработан в целях предотвращения доступа третьих лиц к информации о закупках организаций ракетно-космической отрасли и направлен на повышение информационной безопасности в сфере космической деятельности и предотвращение мер санкционного воздействия со стороны иностранных государств», — такое обоснование значится в проекте Роскосмоса.
Последний был опубликован в июле прошлого года.