Высокие цены на медицинские маски и перчатки в России вызваны тем, что объем этих товаров, накопленный за три года на складах аптечных сетей, был распродан за первые пару недель эпидемии, и пришлось срочно налаживать поставки из-за рубежа. Об этом в ходе онлайн-конференции «Антимонопольный контроль за ценами на продукты в период пандемии COVID-19» рассказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
«Объём потребления масок и перчаток, который существует сейчас, превышает не в разы, он превышает в сотни раз обычный расход. Естественно, ни одна экономика мира не способна выпускать товар с запасом в десятки, а то и в сотни раз. Поэтому создался достаточно большой дефицит масок и перчаток», — рассказал Цариковский.
Он добавил, что ФАС мониторил наличие масок и цены на них, и в графе «Цена» значилось просто «отсутствует». Однако за короткий срок в стране удалось увеличить производство этих средств индивидуальной защиты, многие производители были вынуждены разворачивать новое производство, закупать станки и сырье, сотрудники выходят на работу в несколько смен. Это, естественно, вызвало расходы.
Тем не менее, главным фактором роста цен Цариковский назвал другое обстоятельство. По его словам, большую часть дефицита пришлось перекрывать поставками из-за рубежа, в первую очередь из Китая, где население составляет 1,5 миллиарда, и имеется соответствующий объём выпуска. В КНР, например, производство масок развернули по всей стране, однако там пик эпидемии прошел гораздо раньше.
Цариковский также сообщил, что на пике цена за одну пару перчаток доходила до 35 центов, сейчас опустилась до 25. При этом есть еще и накладные расходы.
«Москва наладила большой выпуск перчаток, но надо понимать, что в первую очередь то, что производится в России, уходит туда, где это важнее и нужнее всего. В больницы, врачам. В аптеках и магазинах мы видим в основном импортные альтернативы», — пояснил представитель ФАС.
По его словам, сейчас уже нет таких запредельных цен, за маску уже не просят почти 100 рублей, однако ее стоимость все равно вызывает недовольство.
«Я понимаю экономические причины, но мне вот самому обидно. Почему ту маску, которая стоила раньше 1,5 рубля, я должен покупать за 30?».
Он заключил, что уйти от этой ситуации и предупредить ее было невозможно. Был слишком большой дефицит, который пришлось закрывать поставками.