Покупательская способность после окончания пика пандемии не сразу вернется в докризисный период. Эксперт из «Моспрома» объяснил, почему компаниям не стоит сейчас прекращать заниматься промышленным экспортом и кто из экспортеров может рассчитывать на поддержку.
В текущей обстановке бизнесу необходимо трансформироваться, в том числе и во внешнеэкономических отношениях, отметили 19 мая эксперты во время круглого стола от АНО «Моспром» — института поддержки и развития промышленного экспорта, а также экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК).
«Стоять на месте нельзя. Пандемия — не время для остановки, это время для поиска новых возможностей и укрепления компетенций сотрудников внешней экономической деятельности (ВЭД)», — заявил начальник управления развития экспорта АНО «Моспром» Георгий Соин.
По его словам, предприятия сейчас учатся работать в новых реалиях, ведут работу над автоматизацией всех процессов. При этом многие компании начали активные продажи через собственные онлайн-магазины, кто-то перешел на продажу и реализацию собственной продукции через международные маркетплейсы, такие как Ozon, Lamoda, Wildberries, AliExpress и др.
Сейчас закрыты не все грузовые границы, и компании могут наладить маршрут таким образом, чтобы поддержать свою внешнеэкономическую деятельность.
«Сейчас первоочередными задачами для всех отраслей являются сохранение и в последующем повышение конкурентоспособности своей продукции, чтобы удержать имеющихся клиентов и привлечь новых», — объяснил Георгий Соин.
Так, например, одна из столичных компаний совместно с центром «Моспром» провела цикл обучающих мероприятий и сессий для действующих покупателей на Ближнем Востоке. При этом все мероприятия были направлены не только на обучение применению продукции, но и «на продвижение новых ассортиментных единиц», добавил Георгий Соин. В итоге компания добилась заключения соглашений на освещение пяти парков и установление системы дорожного освещения в Египте.
Георгий Соин считает, что сотрудники ВЭД должны:
- принимать участие в повышении конкурентоспособности продукции на международном рынке;
- проводить анализ изменения конъюнктуры;
- создавать и (при необходимости) обновлять экспортную стратегию.
Для решения поставленных задач многие российские компании уже перешли на международную бизнес-модель по созданию общих центров обслуживания. Используя такие практики, Москва изначально адаптировала подход к поддержке экспортеров.
Среди прочих мер поддержки «Моспром» сейчас делает основной упор на онлайн-проведение бизнес-миссий, все больше развивая это направление. Так, например, формат работы сегодня следующий:
- проработка заинтересованности московских компаний;
- подбор зарубежных потенциальных покупателей (онлайн-формат);
- первичное онлайн-знакомство и обсуждение потенциала сотрудничества;
- проведение полноценных выездных мероприятий и встреча за столом переговоров с будущими покупателями (после снятия ограничений).
Чтобы экспортеры могли получить поддержку, юридическое лицо обязательно должно быть зарегистрировано в Москве, в противном случае заявку в «Моспроме» даже не будут рассматривать. Также экспортером в таможенной декларации должно быть тоже московское юрлицо в графе №2 в декларации на товары, заключил Георгий Соин.