Бесполезный или нарушающий Конституцию? Законопроект о легализации ваучеров предлагает пассажирам помочь перевозчикам за свой счет | Москва.ру

Бесполезный или нарушающий Конституцию? Законопроект о легализации ваучеров предлагает пассажирам помочь перевозчикам за свой счет

Законопроект о легализации ваучеров, который разрешит перевозчикам не возвращать деньги за билеты в условиях пандемии, одобрен Госдумой в первом чтении. Интернет-газета «Москва.ру» узнала, насколько эта мера поможет бизнесу и как осложнит жизнь туристам и пассажирам.

Старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников отметил, что легализация ваучеров устранит противоречия действующим нормам права, которые сейчас имеются. Согласно закону «О защите прав потребителей», если услуга не оказана, потребителю должны вернуть 100% от оплаты. При этом пассажир и перевозчик могут договориться об альтернативной компенсации ваучерами, милями или бонусными баллами. Если же клиент настаивает на возврате деньгами, то сейчас у перевозчика нет законных аргументов, чтобы отказать.

При этом он подчеркнул, что речь идет о тех ситуациях, когда услуга не была оказана из-за исполнителя, например, если перевозчик отменил рейс. Требовать компенсации за еще несостоявшиеся перевозки пассажир может на условиях договора, который был заключен между продавцом и покупателем.

«Например, у вас должен был быть рейс 15 апреля, неважно авиа, ж/д, морским или наземным транспортом, но его отменил перевозчик. В этом случае вы можете требовать вернуть вам 100% от уплаченной суммы. Если у вас билет на 15 июня и куплен он был по тарифу, который предполагает возврат 30% от стоимости, то до 16 июня вы можете претендовать только на эти 30%, так как рейс еще не состоялся и услуга еще может быть оказана», — поясняет эксперт.

По словам Гусятникова, не факт, что легализация ваучеров станет спасением для компаний с действительно большими проблемами. Однако крупным перевозчикам такая мера может помочь. Сейчас помимо пассажиров, которым нужно вернуть деньги за несостоявшиеся рейсы, у перевозчиков есть другие платежи, от которых никуда не денешься. Это аренда и обслуживание транспортных средств и помещений, зарплаты сотрудникам. Частичное освобождение компаний от реальных выплат способна помочь им удержаться на плаву.

Однако, по словам эксперта, есть и обратная сторона медали:

«Фактически потребителям сообщат, что они купили невозвратные услуги. Люди заплатили реальные деньги, не получили того, на что рассчитывали, а взамен приобрели туманную перспективу когда-то чем-то воспользоваться. В общем, гражданам предлагают помочь бизнесу за свой счет», — резюмирует Гусятников.

Он добавляет, что сами по себе ваучеры не являются гарантией того, что люди смогут купить такой же билет в будущем. Перевозчик просто предлагает вернуть виртуальную сумму на счет. При этом когда авиасообщение восстановится, аналогичный билет может стоить уже не 30, а 50 тыс. рублей, и придется доплачивать.

Перевозчики и сейчас предлагают пассажирам вернуть не деньги, а бонусы, мили, ваучеры без специального закона. Однако Гусятников считает, что это не нарушает правовые нормы:

«Предлагать они могут все, что угодно. Если с этим согласен потребитель — не возникает конфликта интересов».

Заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов же отмечает, что такой закон не может распространятся на договоры, подписанные до его принятия. Он пояснил, что в статье №57 Конституции закреплен запрет принятия законов с обратной силой, если они ухудшают положение налогоплательщиков, к которым относятся пассажиры. Поскольку разрешение перевозчикам выдавать вместо денег ваучеры, безусловно, ухудшает положение граждан, ваучеры могут быть предоставлены только тем, кто приобретет билеты после вступления закона в силу.

«На уже купивших такие билеты эти нормы распространяться не могут. Такой позиции неизменно придерживался Конституционный суд (КС)», — поясняет юрист.

По его словам, КС указывал, что ограничения прав и свобод допустимы, только если они адекватны социально необходимому результату и обусловлены публичными интересами, перечисленными в 3 части статьи 55 Конституции.

Филиппов отмечает, что лобби перевозчиков достаточно сильно в органах власти, но вряд ли в таких условиях оно способно перешагнуть через Конституцию. Он добавил, что обсуждение на уровне правительства такой инициативы свидетельствует о том, что положение перевозчиков действительно критическое и может повлиять на безопасность страны в целом.

«Относительно законности удержания денежных средств в настоящее время необходимо отметить, что односторонний отказ от исполнения обязательств или одностороннее их изменение недопустимы, если это изначально не было предусмотрено условиями договора перевозки. В таких случаях выдача ваучеров также является противоправной», — добавил он.

Таким образом, если закон будет принят в соответствии со статьей №57 Конституции, то сейчас он ничем не поможет компаниям, осуществляющим перевозки российских граждан. Если же все-таки он распространится на договоры, которые были заключены до его принятия, это поправит положение крупных перевозчиков, но нарушит основной российский закон.

Второе и третье чтение по этому законопроекту в Госдуме запланированы на 13 мая.

Рейтинг
Москва.ру