Бизнес и так достаточно натерпелся от коронавирусной инфекции и сопутствующего режима самоизоляции, но настоящим ударом под дых для многих стало продление «каникул» на такое «хлебное» время, как майские праздники. Насколько сильным станет этот удар для музеев и гостиничного бизнеса, а кому сложившаяся ситуация скорее на руку, интернет-газета «Москва.ру» узнала у экспертов.
Директор Museum Architect Юлия Алюшина отмечает, что государственные музеи и частные экспозиции закрыты с марта, были остановлены работы по монтажу и демонтажу выставок.
«Для музеев ситуация тяжелая, поскольку майские праздники — это основной приток посетителей, а также сложно разрешить ситуации с арендой залов для временных выставок. Для организаций, которые проектируют музеи и выставки, ситуация не такая плохая, сейчас самое время заниматься проектированием, оно идет от трех месяцев до года», — поясняет Алюшина.
При этом государственные контракты, которые были заключены до начала пандемии, выполняются в срок. Юлия также отметила, что для того, чтобы минимизировать негативные последствия, музеи переходят в формат онлайн-работы, но в основном это для поддержания интереса посетителей.
«От своих коллег я слышала, что удаленная работа для сотрудников музеев невозможна», — сказала Алюшина.
По данным ИТ-компании «Эвотор», в Москве на “нерабочих” неделях работало меньше трети мини-отелей, по сравнению с началом марта.
«С 20 по 26 апреля открытыми были только 30% заведений от числа открытых 2-8 марта. Выручка мини-отелей упала вдвое еще за неделю до введения нерабочих дней (23-29 марта по сравнению со 2-8 марта). А в течение «карантинных» недель выручка отельеров едва составляла 17-18% от докризисной. На неделе с 20 по 26 апреля оборот в этом сегменте едва достиг 16% от докризисного», — сообщают в компании.
Управляющий и совладелец PiterPalace Юрий Соколкин сообщил, что отельеры попали в группу «бизнес-смертников», коронавирус перекрыл весь туристический и деловой поток в двух столицах и в самое неудачное, сезонное время.
«Что касается конкретно майских праздников, то кардинально ничего не поменяется. Сейчас наметился небольшой тренд в гостевом бизнесе на аренду номера в отеле/апартаментов именно с кухней внутри для небольшой компании, чтобы дать возможность что-то приготовить самому, пообщаться с друзьями и переключиться от бытовых проблем. А в целом, до отмены самоизоляции рынок гостевого бизнеса в двух столицах будет стремиться к нулю», — пояснил Соколин.
Президент федеральной event-сети Rublev Family Станислав Рублев сообщил, что май является одним из самых прибыльных месяцев в году для event-сферы.
«Продление режима самоизоляции ощутимо ударит по бизнесу. В ситуации, когда выход из карантина будет происходить медленно, ожидать скачков по продажам мероприятий в принципе не приходится, и майские праздники были бы спасением для бизнеса», — рассказал Рублев.
По его словам, страховкой выступают разработанные компаниями онлайн-продукты. Говоря про личный опыт, Рублев сообщил, что компания перевела квест-шоу в онлайн, так родители смогут безопасно организовать детские праздники и дни рождения, не выходя из дома, также в таком формате можно проводить и корпоративы, и, возможно, выпускные.
«И все же, чем дольше происходит стагнация оффлайновых развлечений в рамках карантина, тем более высок процент закрывшихся малых и частных предприятий в этой отрасли, зависящих от высоких постоянных ежемесячных затрат», — считает Рублев.
Однако кому-то праздничная самоизоляция на руку. Так, сооснователь сервиса аренды вещей Next2U Екатерина Крайванова рассказала, что в этом году в компании заметили рост запросов на аренду туристического снаряжения.
«Прогнозируемая теплая погода и длительный карантин подталкивают людей разнообразить самоизоляцию и продолжить ее, отправившись в поход. В аренду берут палатки, спальники и прочее для небольших походов и ночевок на природе. Продолжают пользоваться популярностью детские автокресла, как и в прошлом году на майские праздники. Видимо, многие решили отправиться в автопутешествие и ограничения, связанные с пандемией, не останавливают», — поделилась Крайванова.
Она добавила, что те, кто остается дома на праздники, ищут развлечения дома, запрашивают аренду игровых приставок, роботов мойщиков окон и карнавальных костюмов — последнее, как оказалось, не только для того, чтоб устроить праздник для детей.
«Люди, видимо, так устали от изоляции, что начинают устраивать очень локальные костюмированные вечеринки, приглашая пару близких друзей и создавая особую атмосферу благодаря тематическим нарядам», — рассказала Крайванова.