Дорогомиловский суд отклонил исковые требования жителей и депутатов района к Департаменту культурного наследия. Предмет оспаривания — необоснованное исключение исторических зданий Бадаевского пивоваренного завода из реестра Объектов культурного наследия.
23 июля в Дорогомиловском суде состоялось слушание по прению сторон. Жители района и депутаты, а всего 27 истцов, оспаривали обоснованность распоряжения Мосгорнаследия, на основании которого, часть исторических зданий была исключена из реестра объектов культурного наследия. На предыдущем заседании 9 июля ввиду отсутствия акта историко-культурной экспертизы со стороны Департамента было решено перенести заседание.
Напомним, департамент возглавляет Алексей Емельянов.
Казалось бы, что истцом в деле должно выступать Мосгорнаследие, прямая задача которого охранять и сохранять исторические здания от алчных застройщиков или горожан, жаждущих современных и модных решений в городе. Но все смешалось в доме Облонских: жители Дорогомилово уже не первый год борются с институтом, который действует в угоду девелопера Capital Group.
Несмотря на оглашенное 9 июля истребование истцов предоставить акт экспертизы, представитель ДКН передал суду только письменный многостраничный ответ. Напомним, что экспертиза (об обоснованности включения ранее выявленного объекта культурного наследия «Трехгорный пивоваренный завод» в единый государственный реестр Объектов культурного наследия) проводилась в мае 2014 года госэкспертом Еленой Соловьевой. А Департамент культурного наследия в свою очередь, опубликовал распоряжение о согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы на официальном сайте мэра Москвы 28 ноября 2014 года.
Зачем же тогда истребовать опубликованные документы? Дело в том, что в распоряжении отсутствует сам акт экспертизы. После второй страницы официального документа следует сразу 39-я. Едва ли отсутствие 37 страниц можно свалить на ленивого секретаря, который сканировал документы государственной экспертизы. Приложение №3 к акту на страницах 43-44 включает в себя только «режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия». И эти полторы страницы — единственная часть экспертизы Соловьевой в открытом доступе.
«Экспертиза Соловьевой, госэспекта, должна была быть в открытом доступе ещё в 2014 году. Шесть лет они прячут экспертизу, и это Департамент культурного наследия. Я считаю, что это уголовщина и сговор с застройщиком. С самого начала ситуации с Бадаевским заводом — это криминал. И замешаны в нем все: и Собянин и Хуснуллин», — сказал активист Дмитрий Новожилов корреспонденту интернет-газеты «Москва.ру».
Все многочисленные попытки истцов добиться вразумительного объяснения, почему департамент не предоставляет акт экспертизы, были без толку. Ответчик ссылался на то, что «экспертиза не является предметом рассмотрения данного слушания». Эта фраза повторялась настолько часто, что иной раз истцы и слушатели не могли сдержать смеха.
Однако истцы не могут оспаривать эту экспертизу, так она физически отсутствует.
Понять, почему документ так тщательно скрывается и почему нельзя провести актуальную экспертизу, так и не удалось. Как и то, почему границы выявленного объекта культурного наследия были сокращены более чем в два раза.
На заседании также присутствовала и третья сторона — один из собственников завода — АО «БПЗ». Но здесь упоминание излишне, так как собственник полностью поддерживал ответчика. С 1991 года из 11 зданий архитектурного наследия статус сохранили только 2.
Несмотря на все доводы и аргументы истцов, пятичасовое заседание завершилась коротким объявлением — «суд решил оставить без удовлетворения заявленные требования». Муниципальный депутат и по совместительству истец Наталья Алехина сообщила корреспонденту «Москва.ру», что будет обязательно подана аппеляция по данному делу.
Тем временем мэрия Москвы уже утвердила проект, а застройщик постепенно освобождает арендуемые помещения на заводе.
Как ранее сообщала интернет-газета «Москва.ру», защитники Бадаевского завода беспокоятся, что от ценных зданий останутся только фасады, а также, что памятники могут просто обрушиться в ходе строительства. В Capital Group считают, что они спасают Бадаевский от полного разрушения, так как их проект с поднятием зданий на 35 метров сохранит «красную кирпичную ленту» исторической застройки.
Девелопер называет свой проект «парящими» домами, но обычным людям приходят в голову совсем другие аналогии. Например, враждебные триножки из фильма «Война миров», правда в московском сценарии, увы, ждать помощи Тома Круза не приходится. Активистов и всех неравнодушных ждут апелляции и новые суды.