Несмотря на то, что правительство отсрочило реформу рынка технического осмотра автомобилей до 1 октября, в России с 1 марта заработали новые правила прохождения данной процедуры. В силу того, что действие диагностических карт продлили еще на полгода, первыми, кому придется испытать на себе нововведения, стали владельцы легковых машин, которые оформляют карту впервые. О том, почему теперь техосмотр будет пройти сложнее и какая альтернатива существует нововведениям, рассказал руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов.
Отсрочка реформы
В конце февраля 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин заявил о том, что старт реформы рынка техосмотра переносится на 1 октября, хотя должен был заработать еще 8 июня 2020 года. Действие диагностических карт, срок которых истекает в период с 1 февраля года по 30 сентября, продлили на полгода. Те, кому нужно было проходить техосмотр в этот период, пока могут выдохнуть.
Такое решение было принято в связи с опасениями, что нововведения вызовут сбои в работе новой системы и очереди в пунктах техосмотра. В условиях незакончившейся пандемии в правительстве посчитали такой шаг правильным. Тем не менее, как и предполагалось, с 1 марта в силу вступили поправки в федеральный закон о техосмотре, а вместе с ними и новые правила проведения техосмотра. Поэтому тем, кто еще ни разу не проходил процедуру, уже сейчас придется испытать на себе новые правила.
Кому не повезло
Речь идет о владельцах легковых автомобилей и легковых грузовиков, которым исполнилось 4 года, а также автобусах и тяжелых грузовиках, которым исполнилось 5 лет. Кроме того, это коснется и тех, кто после 1 марта купит б/у автомобиль с рук, так как для постановки на учет необходимо сначала пройти техосмотр, а затем оформить полис ОСАГО, и только потом можно оформить свидетельство о регистрации транспортного средства.
Суть нововведений
Согласно новым правилам, диагностические карты теперь будут в электронном виде. Их оформление будет происходить в специально созданной системе ЕАИСТО МВД. Она будет хранить все данные об автомобилях и операторах, проводящих техосмотр. Туда же будут заноситься фотографии, сделанные по прибытии автомобиля в пункт техосмотра и по завершении осмотра, вместе с координатами местонахождения и временем. Фотофиксация была введена с целью снизить количество «серых» диагностических карт, которые автовладельцы зачастую оформляют без реального присутствия в пункте техосмотра.
В чем проблема
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов рассказал, что сейчас в нововведенной системе наблюдаются сбои. Кроме того, новые правила прохождения техосмотра в вопросе обязательных требований безопасности транспортных средств ссылаются на Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.
«Новые правила о техосмотре ссылаются на Технических регламент, хотя он предназначен для новых автомобилей, для тех, которые сегодня ввозятся на территорию России или производятся здесь. К бывшим в употреблении автомобилям должны применяться, конечно, другие правила. Государство пошло путем сокращения списка требований к транспортным средствам, однако те, которые сохранились, они предъявляются как к новому автомобилю», — рассказал Шкуматов.
Эксперт пояснил, что таким образом к старым автомобилям предъявляется большой список завышенных требований. При этом средний возраст автомобиля в России равен 14 годам. По словам Петра Шкуматова, это дает возможность операторам «докопаться до любой мелочи из этого списка» и отказать в прохождении техосмотра.
«При этом в отказах операторы техосмотра замотивированы, потому что автовладелец платит каждый раз, когда проходит осмотр. Чем больше отказов — тем больше денег. Мы видим уже сейчас, что даже четырехлетний BMW, который обсуживался у дилера и у которого пробег 28 тысяч км, техосмотр не прошел. Это уже на самом деле диагноз», — отметил эксперт.
Стоит отметить, что при отказе в техосмотре куда-либо жаловаться бессмысленно. Более того, по словам Шкуматова, операторы техосмотра не несут ответственности за так называемые ложные отказы. В результате многочисленных попыток пройти техосмотр россияне будут тратить гораздо больше денег, считает эксперт.
С трудностями могут столкнуться не только владельцы новых автомобилей, но и те, кто купит сейчас старые и попытается на них пройти техосмотр и поставить их на учет. На это дается лишь 10 дней, а после автомобилист рискует попасть на штраф в 1,5 тысячи рублей. Кроме того, если водителя непоставленного на учет автомобиля остановят во второй раз по истечении этих 10 дней, ему может грозить наказание вплоть до лишения прав.
Альтернатива
Петр Шкуматов предлагает ввести добровольный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых автомобилей. Так, в случае удачного прохождения техосмотра для автомобилиста будут действовать одни условия страхования ОСАГО, в случае отказа от прохождения человек будет обязан оплатить повышенный риск, который каждая страховая определяет самостоятельно.
Кроме того, для регулярного технического обслуживания автомобилей можно было бы использовать станции технического обслуживания, на которых автомобиль и так должен появляться через каждые 15 тысяч км пробега. Преимуществом этого варианта является то, что выявленная проблема тут же устраняется в отличие от классического техосмотра, где после ее обнаружения водителя отпускают на неисправной машине домой.