В России утвердили новый порядок контроля за расходами на строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Деньги на проект выделяются из Фонда национального благосостояния, и теперь за их движением будут внимательно следить на каждом этапе. Это предусмотрено постановлением, которое подписало правительство.
Сначала контроль пройдёт через банки, где размещаются субординированные депозиты, затем — при передаче денег концессионеру, который будет строить магистраль. Отчётность о том, как используются средства, будут предоставлять и сами банки, и участники проекта. Такой подход объясняется тем, что стандартная схема для инфраструктурных проектов здесь не подходит — распределение средств идёт в два этапа, и это требует отдельного механизма контроля.
Цель нововведения — сделать процесс финансирования максимально прозрачным и дисциплинированным. Особенно это важно, поскольку магистраль Москва – Санкт-Петербург — первый этап масштабной программы по запуску высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране.
Накануне Госдума приняла ещё одно важное решение для проекта — освободила перевозки по ВСМ от НДС до 2065 года. С 1 января 2028 года билеты и услуги по организации поездок по новой линии не будут облагаться налогом. Это должно сделать поездки доступнее для пассажиров и поддержать развитие самого маршрута.
Как ранее рассказывал вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков, новая линия заметно сократит время в пути и сделает поездки между городами удобнее. Это может привлечь людей в небольшие города вдоль маршрута и оживить региональную экономику.
После запуска ВСМ ожидается резкий рост пассажиропотока — в четыре раза. А благодаря освобождению Октябрьской железной дороги от части нагрузки, увеличится объём грузоперевозок — до 74 миллионов тонн в год. Это поможет выстроить более эффективную логистику, в том числе на экспорт.
По расчётам, к 2060 году налоговые поступления от реализации проекта составят почти 13 трлн рублей. А суммарный вклад в экономику — около 43 трлн рублей.