Четыре причины, почему москвичи пока не могут массово пересесть на электромобили | Москва.ру

Четыре причины, почему москвичи пока не могут массово пересесть на электромобили

Немногие россияне имеют опыт вождения электромобиля, для большинства из них, даже для москвичей, автомобиль с батарейкой — что-то из области фантастики. В России электромобиль купить можно, но пока невыгодно, а в некоторых городах и вовсе бесполезно. При этом в Китае или Европе электрокарами пользуются сотни тысяч человек. О том, почему москвичи пока не могут массово пересесть на электромобили, а также когда и благодаря чему это может произойти, рассказали эксперты.

Недавно стало известно, что компания Jaguar Land Rover собирается полностью перейти на производство электро­мобилей. Так, с 2025 года электромоторами оснастят все новые модели, а к 2030 году британский альянс перестанет продавать автомобили с классическими двигателями внутреннего сгорания (ДВС). На днях компания Hyundai представила новый электрический кроссовер Ioniq 5, а электрический внедорожник Genesis GV70e проходит зимние испытания на ледяных озерах в Швеции. Однако большинству россиян, в том числе проживающих в Москве, приходится пока лишь мечтать о покупке электрокара.

«На данный момент Россия находится на 23 месте из 25 стран, которые используют электромобили. Сегодня по российским дорогам ездят не более десятка тысяч электромобилей, для сравнения, например, в Китае ежегодные продажи электрокаров исчисляются сотнями тысяч», — рассказал Алексей Ермилов, директор департамента по маркетингу и рекламе ГК «АвтоСпецЦентр».

Если говорить о Москве, то по числу электромобилей в России город занимает третье место. Максим Меженков, директор по развитию в MyCarRental.ru, рассказал, что в столице электромобилей в 2 раза меньше, чем у лидера – Приморского края.

Одной из главных причин низкой популярности электрокаров в России является их высокий ценник, утверждают эксперты. При этом почти половина стоимости — это цена аккумулятора. Один из самых дешевых электрокаров — Nissan Leaf 2011 года выпуска можно купить в Москве приблизительно за 400 тысяч рублей, однако его подзарядки хватит лишь на 175 км. Аналогичная модель 2016 года с ресурсом заряда на 250 км стоит уже 850 тысяч рублей, а 2018 года с зарядкой на 400 км — более 1,5 миллиона рублей.

Если брать всем известную Tesla, то электрокар 2013 года с ресурсом зарядки в 338 км обойдется 2,3 миллиона рублей, а модель 2020 года и вовсе стоит 11,7 миллиона рублей.

Несмотря на это, Алексей Ермилов отметил, что в 2020 году спрос на электромобили с пробегом вырос. Произошло это за счет введения нулевой таможенной пошлины, которая будет действовать до конца 2021 года. Кроме того, автомобили с электрическим двигателем попали в программы льготного кредитования — государство предоставляет скидку в 25% на покупку экологически чистого авто, но это касается лишь тех машин, которые были произведены в России.

«Воспользоваться льготой фактически невозможно, потому что в нашей стране электромобили серийно не производятся. Кроме того, существует 20% НДС, эта сумма закладывается в стоимость автомобиля для конечного потребителя. Нельзя забывать и о повышении курса доллара, который может нивелировать выгоду от отмены пошлины. Если цена электрокара снизится до 1 миллиона рублей, спрос на них резко вырастет — стоимость киловатта в России небольшая, и ездить на электромобиле по городу действительно выгоднее», — рассказывает эксперт.

Вторая причина непопулярности электрокара  — это неразвитая инфраструктура. Максим Меженков рассказал, что в столице — около 200 зарядок (половина находится в центре, половина — за пределами ТТК). Тем не менее Алексей отметил, что найти зарядную станцию даже в крупных городах порой становится проблемой, так как иногда обозначенные на карте точки оказываются закрытыми.

«Инфраструктуру для электромобилей в Москве даже не стоит сравнивать с лидерами в мире. В рамках программы благоустройства территорий города у властей планах установить 600 электрозарядок до 2023 года. Сейчас в столице только начали прокладывать мощные электрокабеля перед установкой заправок для электромобилей. Чтобы популяризировать электротранспорт, властям нужно действовать на опережение и уже сейчас задуматься о зарядных станциях не только в городах, но и о заправках на ключевых магистралях», — говорит Максим Меженков.

Еще одна проблема — суровый климат России, из-за этого ресурс аккумулятора падает. Тем не менее современные технологии вполне могут это учесть, заверяет Алексей. К примеру, некоторые модели Tesla уже адаптированы к работе при низкой температуре.

«В Швеции и Норвегии тоже холодно, а там электрокары бьют все мыслимые рекорды», — говорит Максим.

Говоря о плюсах и минусах электроавтомобиля, Максим Меженков отметил, что он экологичен, быстро окупается и не нуждается в дорогом техническом обслуживании, однако в то же время он действительно слишком дорогой, нет локальных современных разработчиков электрокаров и очень мало инвестиций в электротранспорт. И пока минусы превышают плюсы, поэтому эксперты считают, что еще рано говорить о его популярности — пересаживаться на электромобиль все еще невыгодно. Несмотря на это, Алексей Ермилов уверен, что потенциал у рынка электрокаров в России есть. В будущем они могут подешеветь за счет унификации батарей.

«В более далекой перспективе (7-10 лет) переход на электротранспорт в городах-миллионниках неизбежен. Это связано с экологией, на сегодня до 80% вредных выбросов в атмосферу в таких городах — это не промышленные предприятия, а наш с вами автотранспорт», — рассказал Максим.

Первые шаги к переходу на электрокары уже сделаны, и их не стоит недооценивать. Пусть и медленно, но инфраструктура создается. Кроме того, в декабре 2020 года в России был представлен отечественный электромобиль «Кама-1» стоимостью в миллион рублей.

«Насколько мне известно, сейчас транспортное средство в статусе «предсерийного производства» у «КамАЗа». По словам, этот электрокар не боится морозов», — отметил Максим.

Рейтинг
Москва.ру