Архитектурные утраты Москвы-2020: каких исторических зданий лишилась столица и ради чего | Москва.ру

Архитектурные утраты Москвы-2020: каких исторических зданий лишилась столица и ради чего

В уходящем 2020 году Москва утратила более 20 старинных архитектурных сооружений. Среди них оказались водонапорная башня, купеческие доходные и деревянные дома, промышленные здания, построенные в 19 веке, а также образцы советского конструктивизма. Их снесли под строительство новых домов, в том числе по программе реновации, под гостиницы, прокладку Северо-восточной хорды (СВХ) и Юго-Восточной хорды (ЮВХ), а также Московских центральных диаметров.

Координатор Архнадзора Андрей Новичков рассказал, что за последние три года с лица Москвы были стерты 65 исторических зданий, а за 10 лет — 210. В 2020 году столица лишилась 23 исторических сооружений, но это далеко не полный перечень. В начале года под строительство СВХ был снесен жилой дом для сотрудников станции Владыкино на Станционной улице, 6. Здание было построено в начале 20 века, однако Мосгорнаследие так и не сочло его памятником городской архитектуры.

В феврале возле станции метро «Речной вокзал» была уничтожена Никольская-Земская лечебница, построенная в 1895 году. В 2016 году Мосгорнаследие отказалось присвоить зданию статус памятника, а вскоре на ее месте решили построить гостиницу. В феврале также был снесен построенный в том же году, что и больница, деревянный дом в Спартаковском переулке в Басманном районе. Он являлся образцом дореволюционной частной застройки и был одним из немногих подобных сохранившихся зданий в центре Москвы. Несмотря на просьбы жильцов дома сделать его объектом культурного наследия, оно было признано самостроем и уничтожено.

 

 

В марте в центре Москвы на улице Остоженка, 4 под предлогом воссоздания здания из современных материалов были частично разрушены палаты Римских-Корсаковых, построенные в 18 веке. Из-за необходимости сделать под домом парковку уничтожили части фасадов. Вместе с ними были утрачены сохранившиеся в доме уникальные элементы интерьеров — печи и лепнина. В 2016 году палатам также было отказано в присвоении статуса объекта культурного наследия, и даже суд не встал на строну градозащитников, пытавшихся уберечь здание от гибели.

«По проекту собственник согласился на перенос этого здания вглубь двора для того, чтобы они могли там вырыть подземную парковку. После этого на рельсах они должны его передвинуть на прежнее место. Фасад разрушался ради парковки», — отметил Андрей Новичков.

По словам Андрея, дальнейший демонтаж здания удалось остановить при помощи инициативных местных жителей, полиции и Мосгорнаследия, которое контролировало, чтобы не произошло уничтожение памятника. Речь шла только о том, чтобы придать зданию дух современности. Однако координатор Архнадзора отметил, что опасность таких вмешательств в том, что в ходе переноса старинное сооружение может разрушиться само.

В апреле, пока вся Москва сидела на самоизоляции из-за коронавируса, для расширения МЦД под ковш попал флигель усадьбы Балк-Полевых на Новой Басманной улице, 8. Он был построен в 1810-х годах. С той же целью с февраля по май сносили доходный дом Варенцова на Старой Басманной улице, 8, который появился там в конце 19 века.

В марте начался разбор трехэтажного доходного дома купца Шелудякова, здание снесли в июне. Оно было возведено на Трубной улице в 1888 году. В мае из списка достопримечательностей столичной архитектуры конца 19 века исчезли исторические корпуса с торговыми лавками товарищества «Василий Осипович Красавин с братьями». Лакомый кусочек на берегу реки Яуза в центре Москвы в Большом Полуярославском переулке власти отдали под возведение гостиницы еще в 2015 году.

В июне из-за реализации программы реновации снесли жилой дом, который был построен в начале 20 века на Бакунинский улице. С этой же целью уничтожили дом 1925-27 годов постройки на Русаковской улице, который был частью Русаковского жилмассива — одного из 30 известных в столице конструктивистских поселков. Во времена после революции там проживали рабочие.

С августа идет снос Технического училища Московско-Брестской железной дороги, возведенного во второй половине 19 века на площади Тверская застава. В 2015 году власти сообщили о планах по строительству общественно-рекреационного центра на этом месте. В 2016 году зданию не присвоили статус памятника.

В сентябре за два дня снесли признанную самостроем водонапорную башню в Пресненском районе на Ходынской улице. Она была возведена в 1882 году и являлась частью железнодорожной станции Москва-Товарная-Смоленская. В том же месяце Москва лишилась еще одной исторической постройки 19 века — усадьбы Сушкиных и Маттейсена, которая располагалась за зданием Госдумы. До этого ей было отказано в присвоении статуса архитектурного памятника.

В октябре за Павелецким вокзалом на Жуковом проезде начали сносить здание холодильника, которое являлось одним из старейших образцов холодильной промышленности имперской России. В статусе памятника Мосгорнаследие отказало в том же месяце, подготовив свое решение и перечеркнув судьбу объекта за 13 дней. В 2020 году не стало построенного в 1910-х годах доходного дома Черникова на 2-м Неопалимовском переулке. Москвичи до последнего защищали здание от уничтожения и не один раз пытались сделать объектом культурного наследия, однако все безуспешно.

В ноябре на Вятской улице под снос пошло здание, построенное в начале 20 века. В разные годы в нем располагались картонажная фабрика, эвакуированное из Польши акционерное общество химпромышленности, художественное училище. Кроме того, в Беговом районе были уничтожены бывшие конюшни Ипподрома на Скаковой улице, преобразованные во времена СССР под пожарную часть. Здание попало в программу реконструкции пожарных частей. Тогда же в Беговом районе был снесен гараж для грузовых машин Москомтранса, возведенный в 1920-30-х годах на Бумажном проезде.

В ноябре на улице Малая Семеновская в Восточном округе снесли купеческий дом Федота Маркова, построенный в 1901 году. Он считался одним из 50 красивейших деревянных домов Москвы. В начале декабря под строительство ЮВХ был снесен дом-коммуна Литейно-механического завода Московско-Курской железной дороги на улице Полбина в районе Печатники.

 

Ранее «Москва.ру» составляла список сооружений, которых столица лишилась в ходе «реставрационной революции» при мэре Москвы Сергее Собянине. Несмотря на то, что при нем было проведено гораздо больше работ по реставрации, чем при предыдущем мэре Юрии Лужкове, некоторые исторические сооружения под предлогом реставрации разобрали и построили заново либо исказили их облик. При этом Собянин назвал последние годы «реставрационной революцией».

Рейтинг
Москва.ру