"Реставрационная революция": каких исторических объектов лишилась Москва при Собянине | Москва.ру

«Реставрационная революция»: каких исторических объектов лишилась Москва при Собянине

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о реставрационной революции в городе, в ходе которой было восстановлено немало исторических зданий. Однако москвичи часто вынуждены выходить на защиту памятников сами, поэтому такое торжественное сообщение кажется преувеличенным. Интернет-газета «Москва.ру» решила узнать, какие памятники столица утратила навсегда за время правления градоначальника.

20 августа Собянин назвал последние годы «реставрационной революцией», во время которой было отреставрировано около 1500 зданий. Интернет-газета «Москва.ру» обратилась за комментарием по этому поводу к координатору общественного движения «Архнадзор» Константину Михайлову.

«Эту статистику я не подвергаю сомнению. Туда подпадают все объекты, по которым официально приняты реставрационные работы. Единственное, если разделить количество отреставрированных памятников на количество дней, то у меня получилось, что каждые 2-3 дня с этого «реставрационного конвейера» сходит готовенький отреставрированный памятник. Это, конечно, вселяет понятные сомнения в качестве этих масштабных реставрационных работ», — сразу отметил Михайлов.

Есть большое количество хорошо сделанных, добротных реставраций и реставрационных ремонтов. Есть интересные объекты, действительно возрожденные из руин. Это чистая правда, подчеркивает координатор Архнадзора. Но в то же время имеется и значительное количество памятников, которые под флагом реставрации могли либо искажаться, либо разбираться и строиться заново из новых материалов. Это заставляет причислять памятники, скорее, к потерям, считает главред. И вот главные из потерь Москвы.

Дом Мануйлова (ул. Достоевского, 19, стр.1)

Особняк в неоклассическом стиле был почти полностью разобран (за исключением цокольного этажа), построен заново, но с превышением прежних габаритов. И даже Мосгорнаследие имело немало претензий к качеству работ. Другими словами, памятник практически загубили, заметил представитель Архнадзора.

Церковь Ильи Пророка (ул. Ильинка, 3/8, стр.2)

Это один из свежих проектов, реставрация которого скоро должна начаться. Но, судя по опубликованным проектным экспертизам, реставрация приведет к утрате подлинного корпуса Теплых Торговых рядов, примыкающего к храму (а это памятник архитектуры XIX века). Также реставрация может исказить подлинные конструкции XVIII века.

При этом, по словам Константина, происходит также «настоящая катастрофа с исторической застройкой» города, которая не обладает охранным статусом, как памятники. Хотя она так же ценна и подлежит сохранению, как подлинная историческая среда города.

Но исторические дома и в центре, и на окраинах старой Москвы продолжают сносить.

Бадаевский пивоваренный завод

Например, историческое здание завода на Кутузовском проспекте, 12, корп, 1. Значительные части даже не территории памятников, а самих памятников объявлены не ценными и подлежащими сносу, чтобы освободить место для строительства новомодного комплекса на длинных тонких ножках.

«То, что сейчас должно начаться на Бадаевском пивоваренном заводе — это вообще ни в какие ворота не лезет. Да, это все официально, это тоже «работа по сохранению памятника», который пополнит потом эту парадную статистику», — считает эксперт.

Палаты Троекурова во дворе Госдумы

Еще один факт вопиющей реставрации. Один из редчайших памятников XVII века, в котором (под видом реставрации) ради расширения полезной площади сделали огромную шатровую кровлю (неизвестную ни по каким документальным изображениям этого памятника). Кровля, по мнению Михайлова, представляет собой «чистую реставрационную фантазию».

«А под ней прячутся два железобетонных новых этажа. То есть у нас в центре Москвы памятник XVII века подвергся грубой надстройке. Плюс, там еще сделана стеклянная пристройка со стороны северного фасада. Это такая вот реставрация, которая сопровождается таким насилием над памятниками», — возмущенно рассказывает Михайлов.

Снос на 3/4 стадиона «Динамо»

Дело былое, но все равно животрепещущее. Стадион являлся памятником архитектуры, но большую его часть снесли, а на остаток «нахлабучили» абсолютно новую и стилистически чуждую, как считает Михайлов, стеклянную конструкцию.

«О каком сохранении наследия можно говорить? Когда от подлинного стадиона уцелела только четверть, да еще его надстроили вот этим вот «новым объемом», — негодует Константин Михайлов.

Снос Московской соборной мечети начала XIX века

Речь идет об исторической мечети на Олимпийском проспекте.

Деревянный особняк (Новокузнецкая ул, 42)

Деревянных памятников в Москве и так постоянно становится все меньше. И особняк на Новокузнецкой, как уточнил Михайлов, Мосгорнаследие официально разрешило разобрать и построить заново в прежних формах. Вот только уже из кирпича.

Гибель комплекса домов купца Привалова на Садовнической улице

16 января 2015 года с разрешения городских властей наполовину снесли строения 2 и 3 комплекса домов начала ХХ века на Садовнической улице, 9. Эти здания связаны с именами Сергея Есенина, Николая Демидова и других деятелей культуры. Согласно проекту, остаться в живых могла только фасадная стена строения 1.

Снос дома на Большой Никитской улице, 9

От усадьбы графа Льва Разумовского фактически осталась корочка переднего фасада, поясняет эксперт из Архнадзора. Все остальное было сломано, несмотря на обещания сохранить гораздо большую часть здания.

Дом Позднякова

Недавно было согласовано проектное решение по Дому Позднякова и так называемому «Наполеоновскому театру». Проект также будет сопровождаться сносом одного из подлинных флигилей усадьбы и строительством.

Снос кругового депо

Точнее, его значительной части. По словам Михайлова, круговое депо — выдающийся памятник архитектуры, построенный по проекту Константина Тона. Ради расширения железнодорожных путей Мосгорнаследие разрешило просто разобрать значительную часть памятника.

«Даже уже здесь не строительство по соседству, а строительство на территории памятника. Даже в экспертизе, которая согласовывала это, было написано, что проект нарушает, по-моему, то ли пять, то ли шесть статей закона об охране наследия. Тем не менее, этот проект был реализован», — отмечает Михайлов.

«Это такие вот вещи, которые при Лужкове обсуждались, но как-то не решались их делать. А вот при Сергее Семеновиче это стало, к сожалению, возможно», — заключил координатор Архнадзора.

Заявление градоначальника о том, что мэрия продолжает борьбу за московскую старину, исторические здания и за здания, которые находятся под охраной, выглядит не слишком убедительным.

Рейтинг
Москва.ру