Административная улитка Воробьева: несбывшиеся обещания закрыть полигоны в области | Москва.ру

Административная улитка Воробьева: несбывшиеся обещания закрыть полигоны в области

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев 27 июля заявил о скорой «победе» над мусорными свалками в регионе: начиная с 1 января 2021 года «горы мусора исчезнут». Подобные заявления для главы региона уже стали «традиционными» — из года в год Воробьев «борется» с полигонами, «закрывает» их и всячески дает понять — «все полигоны в Московской области вот-вот будут ликвидированы». «Москва.ру» восстанавливает хронологию обещаний.

История противостояния Воробьева с мусорными полигонами тянется уже несколько лет, еще в ноябре 2016 года на заседании правительства глава региона поручил ликвидировать все незаконные свалки в Подмосковье. Он тогда заявлял, что «важно устранить все те навалы и незаконные свалки, которые образуются на территории региона», попросив глав муниципалитетов «внимательно отнестись к этой работе».

Послание Воробьева было направлено и в адрес экологического надзора, а также правоохранительных органов.

Уже в начале декабря 2016 года проблему пришлось обсуждать вновь, на этот раз в ходе внеочередного расширенного заседания регионального правительства по итогам послания президента РФ Владимира Путина.

Воробьев  взял слово, обратив внимание на то, что «если есть признаки регулярного незаконного складирования, за это нужно жестко наказывать». Он также добавил, что рекультивация одной незаконной свалки вблизи аэропорта Шереметьево обошлась в 1 млрд рублей.

Проблема мусорных гор в регионе обострилась в середине 2017 года, когда во время «прямой линии» с Путиным жители Балашихи подняли вопрос о полигоне.

Президент пообещал помочь жителям города. По его словам, данная ситуация стала результатом несоблюдения экологических норм: дома строились в таком месте, где строить было нельзя.

Воробьев оперативно откликнулся, заявив, что намерен дать поручение Минэкологии Московской области и главе городского округа Балашиха, чтобы на месте осуществлялся «постоянный экологический контроль по недопущению каких-то отклонений от технологии». Глава региона пообещал, что найдет возможность досрочного закрытия полигона, однако заметил, что это может произойти не раньше 2021 года.

Менее чем через год еще один полигон «не вовремя» начал источать неприятные запахи, вызвав недовольство граждан. На этот раз проблема вскрылась в Волоколамске, где 16 марта 2018 года восемь жителей подали иск на владельцев свалки с требованием закрыть полигон. На полигоне из-за нарушений правил эксплуатации неоднократно проходил выброс свалочных газов, в воздухе на территории Волоколамского района выявлено повышенное содержание сероводорода и других вредных веществ.

По сообщениям Миндзрава Подмосковья, из-за выброса газов к врачам обратилось 57 детей, пятеро из которых были госпитализированы.

Спустя пять дней, 21 марта, у здания районной больницы Волоколамска собралось более 200 человек. Общественность требовала ввести режим ЧС в школах и детских садах.

Воробьев в тот же день прибыл в Волоколамский район, осмотрел мусорный полигон «Ядрово» и после поехал к больнице, чтобы пообщаться с населением.

«Конструктивного диалога» с жителями не получилось, встреча переросла в открытый конфликт с людьми. Тем не менее, Воробьев все же поставил до 15 июня 2018 года решить проблему с полигоном. Правда, он все еще работает.

Аналогичная проблема в Серпухове, где люди терпят вонь от полигона «Лесная». В январе 2020 года Воробьев, чтобы снизить накал страстей за нерешаемую проблему, снял с жителей Волоколамска и Серпухова до конца 2020 года обязанность платить за вывоз мусора из дворов.

Впоследствии представители СК РФ и врачи выступили с заявлениями о том, что отравления из-за выброса газов ни у кого не случилось, сам губернатор «на месте разобрался, что реально дети не пострадали, все же признав, что запах в Балашихе действительно был «мерзким».

К концу 2018 года Воробьев вновь выступил с заявлением по мусорной проблеме в регионе, пообещав закрыть в 2019 и 2020 годах около 38 мусорных полигонов и полностью ликвидировать свалки в Подмосковье.

Глава Московской области отметил, что власти региона строят современные комплексы по переработке отходов. «Это абсолютно безвредная, экологически чистая фабрика, которая позволяет отделять все вредные фракции, их перерабатывать и, собственно говоря, не наносить ущерба экологии».

Уже в конце января прошлого года губернатор Воробьев отчитывался о том, что властям удалось закрыть 24 мусорные свалки из 39. Глава региона заявил, что нужно «радикально сократить захоронение отходов, давать им вторую жизнь», анонсировав внедрение системы раздельного сбора мусора в Московской области.

Усилия Воробьева не прошли даром, и уже в апреле 2019 года жители региона потребовали его отставки. В Рузском городском округе Московской области 6 апреля состоялся сход граждан, его участники буквально штурмом пробились на территорию временной свалки рядом с селом Щелканово, потребовав ликвидации объекта.

К полигону стянулись порядка 300 местных жителей, заручившихся поддержкой столичных активистов. Изначально протестующие против свалки люди собирались устроить своего рода флешмоб, облачившись в противогазы и встав в живую цепь, однако спустя некоторое время акция внезапно сменила запланированный формат.

После осмотра территории граждане выстроились живой цепью, но не вдоль трассы, а по краю грунтовой дороги, которая вела к свалке. Протестующие требовали ликвидировать мусор и не загрязнять воду. Звучали также требования отставки губернатора Воробьева.

Глава региона в отставку не ушел, и уже в конце 2019 года вновь пообещал закрыть к концу 2020 года все мусорные полигоны в Подмосковье, подчеркнув, что «их больше не будет существовать в природе».

Не исключено, что уверенности в выполнении такой задачи Воробьеву прибавило принятие закона, по которому сжигание твердых бытовых отходов (ТБО) приравнивается к переработке. Таким образом не исключено, что именно таким способом и планируется избавиться от мусорных гор.

Уверенность в своих словах, сказанных в декабре 2019 года Воробьев подтвердил и в начале июня 2020 года, заявив, что в текущем году в области закроют все свалки. По его словам, на смену полигонам приходят комплексы по переработке отходов (КПО).

Отметим, что мусорные полигоны постепенно начинают исчезать с карты Московской области, на их место приходят мусороперерабатывающие заводы, которые также смогут оказаться проблемными точками для властей региона. Дело в том, что после принятия закона о переработке ТБО, у жителей региона могут возникнуть проблемы уже с едким токсичным дымом от сжигаемого мусора.

Вероятно, обещания Воробьева о «скорой победе» над мусорными горами в Подмосковье так и не иссякнут: в течение последних четырех лет свалки закрываются на бумаге, но продолжают функционировать в качестве временных мусорных складов, как это было в Рузе. Со вступлением в силу закона, приравнивающего сжигание мусора к переработке в регионе мусорная проблема может не столько исчезнуть, сколько видоизмениться и возмущение граждан по поводу «мерзкого» и вредного запаха со свалок может попросту превратиться в экологическую катастрофу от выбросов, вызванных сжиганием ТБО.

Проблему обостряет и тот факт, что Подмосковье теряет площадки для «экспорта» мусора: недовольство граждан привело к закрытию полигона в Шиесе, закрыв дорогу для ТБО из Московской области в Архангельскую область. Тем временем из 700 млрд бюджетных средств, выделяемых Подмосковью ежегодно, власти региона могут оказаться не готовы тратить даже сотую часть на рекультивацию одного полигона. Всего, напомним, за последние четыре года в Подмосковье насчитывалось порядка 40 полигонов, которые необходимо ликвидировать, а затем рекультивировать, и это не считая локальных свалок, разбросанных по всей области.

Впрочем, с «неиссякаемостью» мусора в Подмосковье не прекратятся и обещания Воробьева по устранению полигонов и свалок, а с ними и лозунгов из года в год дублирующих призывы «жестче бороться с насущной проблемой».

Рейтинг
Москва.ру