Томительное ожидание вступления в полную силу изменений в федеральный закон №214, в части регламентации нового порядка работы со средствами дольщиков, послужило хорошую службу. Застройщики перешли на новые процедуры не так болезненно, как ожидалось, это несколько укрепило рынок.
Строительные компании, стремясь обеспечить себе зону безопасности в будущем, существенно нарастили портфель разрешений на возведение новых объектов. Положительно на отрасли сказалось и желание граждан «запрыгнуть в последний вагон», покупая долевые объекты, оставшиеся на рынке. В одной только Москве подобных сделок совершено почти на 30% больше, чем в прошлом году.
Согласно исследованию, проведенному компанией bnMAP.pro, большинство новых жилых объектов, получивших разрешение на строительство за последние 6 месяцев, так и не вышли на рынок. Хотя в одной только Москве их выдано мэрией 117 штук, а продажи стартовали только по 32 объектам.
По словам исполнительного директора ЖК «Мечта» Максима Никитина, изменения в законодательстве не произошли в один день, ФЗ-214 меняется с 2017 года.
«Для застройщиков нововведений очень много, появляется необходимость отчислений в компенсационный фонд, нужно переходить на оформление проектной декларации в электронном виде и прочее. И каждое новшество в законодательстве требует немалых усилий, застройщику нужно перестроиться, работать по новым нормам. Могу сказать, что с 1 июля никаких резких перемен не произошло – те дома, которые строятся по ранее выданным разрешениям на строительство продаются еще по договорам долевого участия», — сообщил Никитин в интервью изданию «Москва.ру».
По словам собеседника, строительная отрасль готовится к изменениям, но многие механизмы пока понятны только в теории, неясно, как все будет работать на практике. Он отметил, что его компания пока не поднимала цены, потому что никаких объективных причин отпугивать покупателя нет.
А первый заместитель председателя правления корпорации «Баркли» Александр Красавин считает, что переход на проектное финансирование с очень большой долей вероятности повлечет за собой рост цен на недвижимость. Он объяснил это сразу несколькими факторами.
«Во-первых, снизятся темпы строительства. Во-вторых, может значительно сократиться количество игроков на рынке недвижимости, так как не все девелоперы смогут работать по новым правилам. Соответственно, конкуренция сократится и количество проектов, из которых покупатель сможет выбирать, тоже. Безусловно, последнее имеет и положительный эффект ― вероятное сокращение количества застройщиков сможет оставить на рынке только самых надежных и добросовестных, сокращая или даже решая проблему обманутых дольщиков», — сообщил Красавин.
Он отметил, что застройщики теперь смогут брать кредит исключительно на один проект, что затруднит одновременное строительство сразу нескольких объектов. По его мнению, появление в цепочке финансирования банков также осложнит ситуацию и может привести к возникновению ошибок в системе транзакций.