Одной из сфер, по которой существенно ударила пандемия, стал девелопмент и ритейл. Девелоперы начинают отказываться от новых крупных проектов на фоне коронакризиса. Однако это совершенно не означает, что торговые центры умрут, они лишь станут современнее и безопаснее. По крайней мере так считают эксперты. О том, какие тенденции продиктовал Covid-19 крупному бизнесу, — в материале интернет-газеты «Москва.ру».
«2020 год стал крайне сложным для рынка торговой недвижимости. Данный сегмент в полной мере ощутил влияние пандемии, экономического кризиса, снижения потребительской активности и смены моделей развития сетевого ритейла. Перспективы запуска новых девелоперских продуктов сейчас выглядят неоднозначно», — рассказал глава архитектурного бюро IQ Эрик Валеев.
Что касается девелопмента, то эксперт допускает сценарий, при котором девелопер воспользуется отложенным спросом и выведет продукт лишь на стадии восстановления. Однако по его мнению, это коснется лишь офисного сектора при условии участия крупных инвесторов. В случае же остальных игроков рынка запуск нового проекта на фоне низкого спроса и скачков цен — отчаянный риск.
Однако кризис не в теории, а на практике заставляет девелоперов отказываться от крупных проектов уже сейчас. Речь идет о довольном крупном игроке на рынке — Gremm Group, которая владеет несколькими гастропространствами в столице — Усачевским и Москворецким рынками. По данным «Коммерсанта», на Каширском шоссе планировалась стройка торгового центра, однако площадку продали под застройку жилья.
По словам Эрика Валеева, сейчас все внимание инвесторов и владельцев торговой недвижимости сосредоточенно в основном на изменении протоколов эксплуатации объектов, схем зонирования, пересмотре наполнения площадей и оптимизации расходов.
Пандемия привнесла свое «чистое» слово в ритейл: из-за нее пересматривают вопросы уборки и очистки воздуха. По мнению эксперта, после пандемии рост числа и качества уборок, а также дезинфекция могут войти в новые эксплуатационные стандарты.
В свою очередь, требования о соблюдении социальной дистанции могут задать новый тренд в вопросе организации пространства и перемещения. Перед девелоперами встанет задача избежать искусственного создания точек скопления людей. Кроме того, отныне есть необходимость вести учет количества посетителей в центре, чтобы не создавались толпы на кассах и в примерочных.
Еще один тренд — бесконтактность: это касается не только оплаты товаров, к которой уже привыкли москвичи, но и автоматической работы дверей, к примеру. Девелоперы станут мотивировать покупателей пользоваться сервисами самообслуживания, которые уже работают в некоторых столичных магазинах. Например, они есть в IKEA, некоторых магазинах «Пятерочка» и «ВкусВилле».
«Кроме того, хорошим тоном станет полноценное оборудование помещений выключателями, реагирующими на движение и звук, а санузлов автоматизированными дозаторами для мыла, смесителями и т. д. Данные меры не только помогут минимизировать тактильные контакты с поверхностями, но также ощутимо сократить расходы на эксплуатацию», — отметил Эрик Валеев.
Стоит также отметить, что на фоне пандемии произошел существенный сдвиг в пользу онлайн-торговли. В связи с этим ритейлеры обеспокоились, что арендуют слишком большое число площадей в торговых центрах. Поэтому еще одной тенденцией можно считать популяризацию гибридного ритейла — сочетание онлайн и офлайн торговли.
«В условиях рецессии и падения потребительской активности, сетевые игроки отказываются от наиболее нерентабельных точек, перераспределяя приоритеты в пользу онлайн-ритейла. Это уже привело к увеличению вакансии в ряде объектов», — прокомментировал эксперт.
В девелопменте можно наблюдать и переориентацию. На место вытесненной торговли в ТЦ могут прийти развлечения и общественные пространства. В целом же, Эрик Валеев отметил, что рынок недвижимости гибок и проявит способность подстроиться под новые правила. Поэтому торговые центры никуда не исчезнут, но станут безопаснее и современнее.