Замурованные в подвалах, выселенные реновацией, отравленные - "кошачьи" проблемы в столице | Москва.ру

Замурованные в подвалах, выселенные реновацией, отравленные — «кошачьи» проблемы в столице

Столичным котам на каждом шагу перекрывают кислород, в прямом и переносном смысле: их замуровывают в подвалах, травят в парках, «блокируют» на чердаках, даже вездесущая реновация портит им жизнь. Интернет-газета «Москва.ру» пообщалась с руководителем проекта «Котоспас» Фонда защиты городских животных Анной Фельдман и составила список «кошачьих» трудностей обитания в Москве.

Замурованные продухи в подвалах

Одна из самых острых проблем в столице связана с тем, что коммунальщики «перекрывают кислород» пушистым, замуровывая продухи в подвалах после жалоб жителей дома. Несмотря на постановление правительства №1498 от 23.11.2019 «О внесении изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», согласно которому один из продухов в подвалах и технических подпольях домов должен быть открыт в течение всего года, продухи закрывают даже не сетками, а наглухо.

В августе эта проблема особенно обострилась, тогда зоозащитники и активисты стали бить тревогу. К решению вопроса подключилась депутат Мосгордумы (МГД) Екатерина Енгалычева, которая направила запрос представителю мэра в МГД Наталье Сергуниной. В ответ была выпущена факсограмма заммэра Петра Бирюкова о том, что один продух должен быть открыт обязательно. Однако, по словам Анны Фельдман, полностью проблему решить не получилось.

«Их часто закрывают частные управляющие компании и им эта факсограмма — не указ, потому что она касается в основном префектур, управ, «Жилищника», а частные компании городу не подчиняются. Над ними фактически нет контролирующего органа, так как жилищная инспекция плохо работает с обращениями граждан, не считая продухи большой проблемой», — рассказала она.

Старый регламент по отлову

«Регламент на работы по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйственных собак и кошек в городе Москве» был принят в 2014 году. Однако, по мнению зоозащитников, он неэффективный, поэтому в него много раз просили внести изменения. И все безуспешно.

По регламенту кошки подлежат безвозвратному отлову: любой может позвонить и пожаловаться в управу, кошек отлавливают и отправляют в приют. Как рассказала Анна, таких приютов в столице семь, в них содержатся 1000 кошек, больше они принять не могут. То есть приюты забиваются, а проблема неконтролируемого размножения почти не решается.

«Мы очень хотели бы остановить эту практику, потому что она совершенно варварская. В 2008-9-х годах была практика ОСВ (отлов-стерилизация-возврат), в управу можно было оставить заявку на отлов и стерилизацию, а потом кошку можно было забрать обратно. Потом эту практику свернули, но мы считаем, что ее надо возобновить и сократить отлов по жалобам», — говорит Анна.

Кроме того, в 2018 году вышел ФЗ N 498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно 18 статье которого животных, не проявляющих агрессии, необходимо возращать обратно в естественную среду обитания.

Кошки реновации

У Фонда защиты городских животных с Фондом реновации есть договоренность: «Котоспас» выходит на объекты, которые сносят, и отлавливает задержавшихся в подвалах пушистых обитателей. Однако далее вся ответственность ложится не на мэрию, придумавшую реновацию, а на волонтеров, которым это не под силу.

«Мы не можем полностью взять на себя кошек реновации, так как это слишком затратно. У нас нет для них своего приюта. Мы держим их на платных передержках. Это баснословно дорого. Маленький фонд не может забрать всех кошек из сносимых домов», — отмечает зоозащитница.

В связи с этим на платформе Change.org появилась петиция, адресованная мэру Москвы Сергею Собянину.

Несогласованные домики для кошек

Некоторые активные горожане ставят домики для кошек, ухаживают за животными, стерилизуют, кормят, но эти домики невозможно узаконить, потому что нет никакой единой процедуры. Однако ничего сложного в том, чтобы ее разработать нет, считает Анна.

«Домики — это не повсеместное явление, так исторически сложилось, и нужно сделать так, чтобы их установка была согласована с городом, а процедура была простая», — говорит Анна.

«Чердачные» коты

Это явление больше характерно для центра столицы: там кошки по деревьям забираются на чердаки. Но сейчас стали активно спиливать эти деревья, в результате кошки оказываются «заблокированы» на крыше. Недавно такое происшествие было на Газетном переулке.

Травля ядом

В парках и на улицах можно нередко увидеть рассыпанную отраву, чаше всего ее замечают «собачники», гуляющие с питомцами. И тут главная проблема — безнаказанность. Как рассказала Анна, несмотря на то, что это статья 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными», полиция ее практически не использует: в Москве до суда доведено всего 6 таких уголовных дел. Доказать отравление можно только экспертизой, а полиция зачастую отказывается забирать тело отравленного животного на исследование, а самостоятельно сделать ее в Москве негде.

Решение проблем

Как утверждает Анна Фельдман, «известность» происшествия помогает быстрее разрешить проблему. Поэтому она рекомендует неравнодушным к проблемам животных москвичам писать о ситуации в социальных сетях, желательно в районных группах, тогда власти могут отреагировать. Кроме того, можно связаться напрямую с Фондом защиты городских животных и «Котоспасом». Однако в то же время, зоозащитница считает, что коммунальщикам и москвичам нужно менять свое отношение к животным:

«ЖКХ к ним относится как к мусору, которого не должно быть на улицах города. Но это не мусор, это часть нашей экосистемы, это наши соседи по городу, которые будут всегда. Именно такую мысль нужно прививать горожанам».

Рейтинг
Москва.ру