Появление новых форм насилия по отношению к детям в цифровой среде сегодня является серьезной проблемой. Кто и как может помочь школьникам спастись от травли в интернете и какая ответственность может появиться за буллинг — рассказали эксперты во время онлайн-конференции, посвященной защите детей и подростков от агрессии в период самоизоляции.
Руководитель Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды Денис Заварзин выделил такие всплывающие проблемы в интернет-пространстве, как: распространение личной и персональной информации, мошеннические схемы, манипулирование детским сознанием, негативный контент в соцсетях.
Центр определил порядка 30 деструктивных субкультур, которые воздействуют на подростков. Но кибербуллинг очень сложно отслеживать, так как общение среди детей и травля обычно происходят в личных сообщениях, закрытых группах и приватных чатах. Тем не менее, по словам Заварзина, порядка 53 подобных групп уже было заблокировано с начала года.
Человек, который сегодня травит, завтра может сам подвергнуться травле со стороны окружения и сверстников. Как правило, в эту категорию попадают неуверенные в себе дети, ребята с психоэмоциональными травмами, считает Заварзин.
Главными маркерами (или «симптомами») буллинга и кибербуллинга являются:
- дети начинают меньше общаться в реальной жизни;
- больше уделяют времени виртуальному пространству;
- ребенок плохо себя чувствует при проверке входящих сообщений;
- отказ идти в школу;
- подавленное состояние.
«Мы предлагали ввести в принципе ответственность в российское законодательство за травлю в интернете и за угрозы убийством. Вот за угрозы убийством она (ответственность — прим.ред.) должна быть уголовной», — уточнил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
В здравом уме и трезвой памяти люди пишут, как хотят убить или расчленить человека и членов его семьи, говорит Малькевич. Отсюда и возникает вопрос: почему такие люди должны оставаться безнаказанными?
Что касается травли, ответственность должна быть хотя бы административной как минимум для ее организаторов.
Так, например, 53 группы в соцсетях были заблокированы, но никакой ответственности их создатели не понесли. Именно поэтому члены Комиссии Общественной палаты выступают за деанонимизацию пользователей в социальных сетях, пояснил Малькевич.
Есть также третья инициатива, которую члены палаты поддерживают совместно с Лигой безопасного интернета — законопроект об информационных посредниках, согласно которому должно быть введено саморегулирование соцсетей.
Любая травля в Сети неприемлема и должна наказываться. Другими словами, анонимов в интернете быть не должно, организаторы травли должны нести серьезное наказание, сама кибертравля должна быть наказуема и соцсети должны нести ответственность за то, какой контент они размещают, считает политик.
И, чтобы с этой проблемой справиться, нет необходимости открывать какие-то новые центры. Имеющихся сегодня структур достаточно, единственное, что необходимо «придавать больше полномочий, в том числе, через поправки в законодательство», заключил Малькевич.