Ритейлеры приходят к выводу о том, что после пандемии можно безболезненно избавиться от части арендуемых в торговых комплексах площадей. Интернет-газета «Москва.ру» узнала у экспертов, какое будущее ждет торговые центры и есть ли оно в принципе.
Руководитель отделения «управление недвижимостью» факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Кирилл Сиволапов отмечает, что проблемы, связанные с временным закрытием торговых объектов и неплатежеспособностью арендаторов, могут привести к серьезным последствиям часть ТЦ, особенно с высокой кредитной нагрузкой. И тут возникает вопрос: все ли объекты откроются после снятия ограничений, и сколько арендаторов сможет возобновить работу.
«Перспективы ТЦ связаны как с текущей кризисной ситуацией, так и с тем, насколько быстро восстановится покупательский спрос после отмены режима самоизоляции. Думаю, что это восстановление будет длительным. Пандемия значительно ускорила развитие сегмента интернет-торговли, однако этот процесс и так активно шел и неизбежно отразился бы на работе ТЦ. Но вряд ли результатом могло бы стать закрытие успешных объектов», — считает эксперт.
По словам Сиволапова, пандемия сильно ударила по всем торговым центрам, но наименее качественные из них с точки зрения концепта и системы управления почувствуют это сильнее.
Специалист в сфере проектирования торговых объектов и общественных пространств, глава архитектурного бюро IQ Эрик Валеев считает, что изменения в сфере ритейла не перевернут представления об индустрии, но могут затронуть протоколы эксплуатации, схемы зонирования и наполнения площадей. Вынужденная самоизоляция повысила популярность онлайн-торговли.
«Многие ритейлеры пришли к выводу о том, что после кризиса можно безболезненно избавиться от части арендуемых в торговых комплексах площадей. В условиях экономической нестабильности и уменьшения потребительского спроса торговые сети могут пересмотреть приоритеты развития каналов продаж», — прогнозирует Валеев.
Внедрение цифровых технологий в бизнесе, считает эксперт, станет еще более активным. Эти тенденции могут привести к увеличению свободных площадей в ТЦ и уменьшению их посещаемости. При этом собственникам объектов и управляющим компаниям придется разрабатывать новые схемы заполнения площадок, придумывать новые способы завлечь и развлечь аудиторию.
«Однако этот кризис не первый и не последний в истории. Рынок сумеет перестроиться, и торговые комплексы никуда не исчезнут. В ближайшее время ритейлерам придется пересмотреть свое отношение к использованию времени клиентов. Эпидемия подтвердила важность и востребованность удаленных способов заказа и доставки товаров», — констатирует эксперт.
Валеев также считает, что будут модернизированы технологии и методы оформления магазинных витрин. Например, с помощью цифровых инсталляций и вывесок. Кроме того, контент для электронных ценников и витрин может мгновенно меняться, предоставляя наиболее актуальную информацию о ценах, размерах и брендах.
«Такие решения позволят сэкономить время и снизить количество физических контактов с предметами, что особенно важно в постпандемической реальности. Линии поставок также будут модифицированы. Эпидемия привела к многочисленным разрывам в логистических цепочках, а ведь такие форс-мажорные ситуации могут повториться», — подчеркнул эксперт.
Именно поэтому, считает Валеев, важно ускорить внедрение технологий, позволяющих точно отслеживать товары от места их производства до витрины магазина в режиме онлайн. Это создаст возможность предотвратить возникновение дефицита товаров и повысить лояльность к бренду и ТЦ.