Чрезмерное использование экранных гаджетов может способствовать задержкам в развитии речи, внимания, памяти и мышления школьников.
Такой вывод сделали ученые Московского городского педагогического университета (МГПУ) совместно с российскими коллегами во время исследования влияния цифровой среды на психическое развитие детей. Результаты опубликованы в сборнике «UniverCity: Города и Университеты».
В настоящее время большая часть отечественных и зарубежных исследований, как отмечают авторы, посвящена изучению влияния цифровой среды лишь на отдельные стороны психического развития.
Такие разрозненные данные не позволяют составить «целостную картину». Ученые МГПУ провели комплексное исследование влияния цифровой среды и ее отдельных факторов на причинно-следственную зависимость ключевых направлений психического развития школьников в целом.
Больше всего негативно влияют на развитие детей экранные гаджеты, которые используются для развлекательных целей. Чем раньше ребенок знакомится с цифровыми устройствами, тем тяжелее могут быть последствия для развития высших психических функций. Речь идет о задержки в развитии речи, внимания, памяти и мышления.
Негативные последствия особенно сильно начинают сказываться в школьные годы на способности и готовности к обучению, саморазвитию и творческой деятельности.
Профессор МГПУ отметил, что если гаджеты использовать разумно и с учетом норм СанПиНа для обучающих целей, то можно говорить о положительной динамике становления высших психических функций у подрастающего поколения. Результаты исследования показали, что большая часть школьников используют гаджеты для развлечения.
Ранее сообщалось, что регулярное чтению способствует развитию эмоционального интеллекта и позволяет решать проблемы эффективнее. Чтение помогает не только отвлечься и узнать новое, но и буквально перестраивает работу мозга, учит искать альтернативные решения для сложных проблем.